Давай изобретём веломобиль / Вернуться на главную

 


Как становятся веломобилистами

Берегись автомобиля!

Итак, принципиально усовершенствованный к концу прошлого века велосипед повсеместно завоевал заслуженную славу, уважение и любовь. На велосипедах колесили городские и сельские почтальоны. Специальные велосипеды конструировали для курьеров, егерей и полиции. По улицам городов мчались многоместные пожарные веломашины и велотакси. В сельском хозяйстве пробовали внедрять велоплуги, велосеялки и велонасосы.

В военном деле велосипед использовали для связи, разведки, перевозки раненых, легких орудий и военного имущества. В европейских армиях, и в России в том числе, появились самокатные роты. Гонки на велосипеде были включены в программу соревнований первых современных Олимпийских игр и быстро завоевали признание как один из любимейших видов спорта. Не довольствуясь земными трассами, велосипед завоевал водную среду.

Появились гидроциклы, снабженные винтами и водяными колесами, и велосипеды-амфибии. В 1883 году англичанин Ферри на трехпоплавковой веломашине пересек Ла-Манш. В ветреную погоду по дорогам, распугивая прохожих, проплывали велосипеды под парусами. Велосипеды с шипованными колесами и специальными полозьями преодолевали снежные сугробы и ледяные поля. В воздух пытались подняться мускулолеты с велоприводом.

Всюду велосипед. Только велосипед. Снова и снова велосипед. На рубеже XIX и XX веков победоносное распространение велосипеда было прервано появлением автомобиля. Позаимствовав у старшего брата элементы конструкции привода, тормозов, дифференциальной передачи, колес с надувными шинами, автомобиль бесцеремонно оттеснил к обочине дорог столь популярный еще недавно двухколесный транспорт. Не оказав достойного сопротивления, велосипеды уступили дорогу ревущей ораве автомашин.

Как же такое могло случиться? Человечество тысячелетиями мечтало об освобождении от тяжелого физического труда. Люди издревле хотели обладать большей мощностью, силой, скоростью, оставив за собой лишь управление работой. Отсюда сказания о семимильных сапогах-скороходах, коврах-самолетах и всемогущих волшебниках, мановением жезла переносящих людей за тридевять земель. Отсюда безуспешные попытки создания вечного двигателя.

Проходили столетия, на смену ушедшим являлись новые поколения, а мечты так и оставались мечтами. Лишь в наше время титанические усилия Ивана Кулибина, Карла Драйза и тысяч других изобретателей и ученых, призванные облегчить жизнь людей, избавить их от изнурительного труда, наконец-то стали приносить обильные плоды. Создание мощных генераторов энергии, всеобщая механизация и автоматизация привели к тому, что сегодня уже меньше 1% энергии производится мускульной силой людей. Почти всю тяжелую работу теперь выполняют машины.

Океанские лайнеры бороздят морские просторы, реактивные самолеты со сверхзвуковой скоростью преодолевают расстояния между континентами, пилотируемые космические корабли готовятся к межпланетным полетам. А воплощением тысячелетней мечты человека о сапогах-скороходах стал легковой автомобиль. Полумиллиардный мировой автопарк ежегодно пополняется 40 миллионами новых машин. По прогнозам, к 2000 году общий мировой автопарк достигнет гигантской цифры в 700—800 миллионов единиц.

Выставленные бампер к бамперу, автомобили составят ленту длиной в четыре миллиона километров, которой 100 раз можно опоясать земной шар по экватору. В современном автомобиле воплощены последние достижения машиностроения, химии, электротехники и электроники. Ведущие автомобильные компании мира выпускают машины, до предела насыщенные электронным оборудованием, заимствованным из арсеналов авиационной и космической техники. Легковые автомобили высшего и даже среднего класса оборудуют микрокомпьютерами, автопилотами, стереорадиоаппаратурой, цветными телевизорами, лазерными локаторами и кондиционерами.

Синтезатор голоса уведомляет водителя о неполадках, подсказывает, как вести себя в сложных ситуациях, «узнает» голос автовладельца и автоматически исполняет только им произносимые команды. Используя сигналы спутниковой системы навигации, бортовой микрокомпьютер определяет положение движущегося автомобиля с точностью до 15 м и воспроизводит его на высвеченной на экране дисплея карте дорог. Поистине волшебные возможности предоставил нам автомобиль!

Этому можно было бы безоглядно радоваться, если бы в мире на каждый миллион автомашин не приходилось до 500 погибших, тысячи пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и до 50 миллионов рублей материального ущерба. Если бы для каждого нового миллиона автомобилей не нужно было строить 15 тысяч километров дорожных полос, занимать 2—3 тысячи га земли под стоянки и гаражи, под заправочные станции, центры технического обслуживания, магазины, мотели, ремонтные заводы.

Только в 1990 году в СССР в автомобильных авариях погибло 64 тысячи человек, травмировано более 300 тысяч человек. Автомобиль потеснил городские парки, заполнил стоянками все свободные территории, дворы и даже тротуары. Слишком плотная сеть загородных транспортных артерий нарушает естественный сток воды, дробит и душит леса просеками, расчленяет природный ландшафт на слишком мелкие участки, не пригодные для полноценного развития биоценоза. Самое же страшное, говорят экологи, дороги способствуют рассеиванию технически вооруженных, но экологически невоспитанных людей в уязвимой природной среде.

Автомобиль внес свою немалую лепту в распространение пресловутых «болезней цивилизации». Главная опасность автомобилей, пишет американский кардиолог Уайт, заключается не в том, что они могут служить причиной несчастных случаев, а в том, что они отучают людей самостоятельно передвигаться с помощью ног. В увлечении автопоездками медики видят одну из причин роста сердечных заболеваний. Исследования члена-корреспондента Академии медицинских наук СССР Г. И. Косицкого выявили отчетливую зависимость между количеством легковых автомобилей в разных странах и смертностью от коронарной болезни сердца.

Средний вес автолюбителя на 4 кг больше, чем пешехода. А избыток веса — не признак здоровья. В Голландии длительное время обследовали три большие группы людей: пешеходов, велосипедистов и автомобилистов. Оказалось, что продолжительность жизни владельцев автомобилей в среднем на три с половиной года меньше, чем пешеходов, а велосипедисты живут на пять с половиной лет дольше автолюбителей.

Сейчас общепризнано, что автомобиль является основным источником загрязнения окружающей среды. Выбросы токсических веществ в процессе осуществления перевозок только грузовыми автомобилями на 100 т. км пробега в городе составляют: окиси углерода — 1,6 кг, углеводородов — 0,2 кг, окислов азота — 0,16 кг, сажи — 0,01 кг, соединений серы — 0,01 кг. Автомобиль выбрасывает в окружающую среду теплоту, практически эквивалентную всему сжигаемому на автомобильном транспорте топливу.

Пыль от износа шин покрывает земли вдоль дорог, угнетает растительность. В среднем при предельном износе шины образуется до 3 кг пыли. Шины с шипами в течение года срезают с одного квадратного километра дорожного покрытия до 30 т асфальтобетонной пыли. Ежегодно выбрасывается в утиль около 60 миллионов шин. Они заполняют карьеры, отвалы, водоемы, закапываются, сжигаются.

На заре автомобильной эры газеты писали: «Замена конного транспорта автомобильным имеет большое значение для городской гигиены. Лошади очень загрязняют мостовые и дворы... Автомобиль, правда, портит городской воздух запахом отработанных газов, но при употреблении хороших сортов горючего этот недостаток устраняется». Сегодня печать бьет тревогу: «Автомобиль превратился в злейшего врага города!» Автотранспорт — самый крупный генератор городского шума и вибраций. В странах Европейского экономического сообщества (ЕЭС) от шума более 65 децибел страдает около 100 миллионов человек.

Когда-то автомобиль приобрел заслуженный успех как самое скоростное средство индивидуального наземного транспорта. Сегодня перенасыщение городов общественным автотранспортом и личными машинами резко снизило скорость их движения. Быстроходные, способные развивать скорость до 200 км/ч красавцы еле плетутся по перегруженным магистралям, то и дело застревая в бесчисленных «пробках».

Американцы шутят: «Если вам некуда девать время, поезжайте на машине, а если вы торопитесь, то идите пешком». Насколько большая доля правды в этой грустной шутке, показывают результаты измерения средней скорости транспорта в условиях крупного города (табл. 1).
 

Таблица 1. Средняя скорость городского транспорта
Вид транспорта Скорость передвижения, км/ч
Метрополитен 25
Легковой автомобиль 20
Мотоцикл 20
Автобус 12
Троллейбус 12
Трамвай 12
Велосипед 12

Еще не так давно одна из самых чистых столиц мира Москва загрязнением атмосферы почти на 70% обязана автомобильному транспорту. В безветренные летние дни теплая прослойка воздуха над городом мешает выхлопным газам и выбросам промышленных предприятий рассеяться, уйти за пределы столицы. В этот период максимальная концентрация окиси углерода и окислов азота на автомагистралях Садового кольца превышает норму иногда в десятки раз. Не будем слишком суровы к автомобилю.

Тысячи ученых, конструкторов и изобретателей ломают головы над тем, как снизить токсичность выхлопных газов, уменьшить шум и повысить безопасность движения, изыскать новые ресурсы автомобильного топлива, заменить хотя бы часть автомашин с двигателями внутреннего сгорания более экологичными электромобилями. Альтернатива автомобилю, по крайней мере на загородных дорогах, в обозримом будущем не просматривается. Ему предстоит еще долгое существование, хотя он, вероятно, претерпит существенные изменения.

Назад | Содержание | Далее
 

 

 

2011. Давай изобретём веломобиль.