Давай изобретём веломобиль / Вернуться на главную

 


Изобретение веломобиля продолжается

«Биодвигатель»

Убедительно прошу простить меня за то, что благородного «homo sapiens» я рассматриваю в качестве «двигателя» веломобиля. Но для нас представляет интерес не реальная, предметная, форма анализируемого объекта, а выполняемые им функции. В веломобиле человек, как это ему ни тяжело, работает «двигателем». А без двигателя — какое может быть транспортное средство? Без двигателя его можно лишь спустить под откос.

Основная полезная функция нашего «биодвигателя» — преобразование химической энергии в движение ног (иногда и рук) веломобилиста. Но у «биодвигателя» есть и вредные функции: он увеличивает массу и габариты веломобиля и в отличие от двигателя автомобиля относительно быстро переутомляется, устает. В наших силах значительно уменьшить ущерб от воздействия вредных функций, сопровождающих работу «биодвигателя».

Чтобы не увеличивать чрезмерно массу веломобиля, веломобилист не должен обладать избыточным весом. Избавьтесь от лишнего веса Р, и массу несущих элементов конструкции можно будет уменьшить на величину Q. Суммарное снижение массы снаряженного экипажа составит P + Q. Скорость веломобиля при прочих равных условиях заметно возрастет при снижении его массы.

С высоким ростом — этим врожденным дефектом космонавтов и веломобилистов — дело сложнее. Габариты веломобиля для высокорослого веломобилиста необходимо увеличивать. Однако рациональная компоновка кресла и педально-шатунного узла на пространственной раме позволяет создавать комфортные условия работы даже для «биодвигателя» двухметровой длины и при этом не слишком увеличивать габариты веломобиля.

Перенапряжение и переутомление «биодвигателя» можно предупредить, если его функции выполняет тренированный человек со здоровым сердцем и крепкими мускулами. В 1979 году американец Бриан Аллен, готовясь к историческому перелету через Ла-Манш на летательном аппарате с велоприводом, несколько месяцев усиленно тренировался по специальной программе. Ежедневно с утра он проезжал на велосипеде по 65 км по пересеченной местности.

Вторая половина дня отводилась работе на велоэргометре. В результате тренировок и специальной диеты вес Аллена уменьшился на 12 килограммов и составил 61,5 килограмма при росте 186 сантиметров, причем его физические возможности заметно улучшились. Параметры «биодвигателя» мускулолета значительно возросли. Пролив был преодолен. Очевидно, этот пример не нуждается в комментариях.

Таким образом, анализ взаимосвязей полезных и вредных функций, сопровождающих работу «биодвигателя», позволяет сформулировать требования по его оптимизации. Оптимальный веломобилист — это человек, ведущий здоровый образ жизни, сочетающий двигательную активность с умеренным по количеству, но полноценным питанием, достаточно закаленный, воздерживающийся от курения и алкоголя.

Отметим, что чем интенсивнее эксплуатируется «биодвигатель» веломобиля (в разумных пределах), тем мощнее, надежнее и долговечнее он становится. Наблюдая соревнования самодельных веломобилей, специалисты убеждаются, что в большинстве случаев развиваемая ими скорость определяется не конструктивными особенностями, а здоровьем, силой мышц, тренированностью, выносливостью и волей к победе самих веломобилистов.

Назад | Содержание | Далее
 

 

 

2011. Давай изобретём веломобиль.