Давай изобретём веломобиль / Вернуться на главную

 


Биотранспорт будущего

Биотранспорт будущего

Выше приведена лишь короткая информация о последних успехах транспортных средств с мускульным приводом на земле, на воде и в небесах. Можно было бы еще долго рассказывать о педальных подводных лодках, велоавтобусах на 35 человек, японском проекте объединения индивидуального велопривода с вынесенным на эстакаду монорельсом, развлекательной железной дороге, в вагончиках которой пассажиры усердно крутят педали, велодирижабле «Белый малыш» диаметром 6 и длиной 15 м, велотренажерах в космических кораблях, солнцевеломобилях — педальных машинах, которые одновременно используют солнечную энергию, и многом, многом другом.

Как видим, возможности аппаратов, приводимых в движение мускульной силой человека, проверяются широко и всесторонне. Американский ученый Б. Коэн предсказывает, что вот-вот наступит новая фаза в развитии велоиндустрии. Для нее будет характерным повсеместное распространение быстроходных и комфортабельных, преимущественно трех- и четырехколесных, веломашин с низкой подвеской и обтекаемой формой, которые потребуют значительно меньше мускульных усилий для вращения педалей, чем самые лучшие из их нынешних двухколесных собратьев.

Они смогут решить проблему создания не загрязняющего атмосферу и экономичного городского транспорта. Веломобили отвечают извечному стремлению людей к свободе выбора передвижения, автономности или полуавтономности управления транспортным средством. В этом тоже видят одну из причин из широкого распространения в ближайшем будущем. Правила дорожного движения будут приспособлены к новому хозяину автомагистралей.
В. Довиденас считает, что указанная в прогнозе Коэна скорость веломобилей 90 км/ч может быть доступна только весьма тренированному человеку.

Однако двигаться с дозволенной в городе скоростью 60 км/ч смогут и люди средних возможностей. Довиденас обращает внимание на колоссальный гуманный и экономический эффект внедрения городских биотранспортных систем. Экономия горючего и высвобождение водителей, дешевые экипажи и дорожные конструкции, уменьшение числа аварий — только одна сторона дела. Вторая — чистые улицы без шума и вредных выхлопов. Третья — люди, не страдающие гиподинамией, более здоровые и энергичные.

Даже в отдаленном будущем, если будут предложены более совершенные транспортные средства, мускульные экипажи сохранятся как спортивные снаряды, дающие исключительно приятные эмоции, которые не заменят никакие механизмы или автоматы. Благодаря этому веломобили смогут сохраниться как часть транспортной системы. Для веломашин уже разработан бортовой микрокомпьютер, который по частоте пульса непрерывно анализирует состояние ездока и когда видит, что тот дошел до предела своих усилий и дальнейшее напряжение может принести ему вред, любезно включает вспомогательный моторчик.

Поездка продолжается, но человек уже отдыхает. Как только пульс приходит в норму, моторчик отключается, и извольте вновь налегать на педали. Энергия для вспомогательного моторчика может поступать от аккумулятора или солнечных батарей. Бортовой компьютер может показывать на дисплее не только пульс, но и артериальное давление, число пройденных километров и израсходованных калорий, среднюю скорость движения, число оборотов педалей в минуту и другие необходимые веломобилисту параметры. Еще в 1985 году, не желая принимать на веру высказывания зарубежных авторитетов, Раймондас Вайткунас и Альгирдас Номейка из Вильнюса разработали следующий

прогноз

развития биотранспорта на ближайшее время и на перспективу до 2020 года включительно.

Год 1987

1. Разработка и изготовление промышленного образца городского веломобиля.
2. Составление пакета программ для расчета узлов веломобиля на ЭВМ.
3. Организация и проведение фестиваля биотранспортников Литовской ССР.
4. Создание секции веломобилистов при Всесоюзной федерации велоспорта СССР.
5. Проведение конкурса на лучшую модель экологичного города.
6. Подготовка карты туристских маршрутов биотранспорта для Литовской ССР.

Год 1988

1. Проведение Всесоюзного фестиваля биотранспортников.
2. Выпуск малой серии прогулочных веломобилей для курортных регионов.
3. Создание международного клуба «Biotransport».
4. Создание веломодуля «ЭКО» для средней климатической зоны.

Год 1989

1. Поход на веломобилях по международному туристскому маршруту, например, Вильнюс — Берлин.
2. Создание веломодуля «ЭКО» для любой климатической зоны.
3. Организация цикла телепередач о биотранспорте «Сделай сам».
4. Подготовка карты веломобильных туристских маршрутов по СССР.
5. Проектирование луномобиля.
6. Подготовка монографии о биотранспорте.

Год 1995

1. Организация международной выставки веломобилей.
2. Создание бортового веломобильного компьютера.
3. Разработка полного программного обеспечения для моделирования биотранспорта на персональных компьютерах.
4. Разработка и массовый выпуск веломодулей различного назначения.
5. Создание основ теории биотранспортных систем.
6. Выпуск еженедельника «Биотрансиорт и биотранспортные системы».

Год 2000

1. Создание международной организации «Biotransport international».
2. Подготовка полной карты биотранспортных маршрутов мира.
3. Разработка и осуществление международной программы «SOS» по оздоровлению городов.
4. Испытания луномобиля в естественных условиях.
5. Подготовка студентов вузов по специальности «биотранспортник».
6. Кругосветные путешествия на биотранспортных средствах.

Год 2020

1. Подготовка компьютерного восьмитомника «История биотранспорта».
2. Проектирование наземных и подводных экогородов с биотранспортными системами.
3. Торжественные проводы последнего автомобиля на свалку истории.
4. Открытие памятника Деметриосу Фалернскому, Ивану Кулибину, Витаутасу Довиденасу (прижизненно) и другим первым биотранспортникам от благодарного человечества.

Жизнь полностью подтвердила прогноз вильнюсских веломобилистов на ближайшие годы. Их проницательность, целеустремленность и энтузиазм служат залогом того, что экстраполяция в не так далекий уже 2020 год является весьма достоверной.

Назад | Содержание | Далее
 

 

 

2011. Давай изобретём веломобиль.