Давай изобретём веломобиль / Вернуться на главную

 


Что же такое веломобиль? / Продолжение

Профессор Московского автодорожного института Н. А. Нарбут определяет веломобиль как экипаж, приводимый в движение мускульной силой, который, в отличие от велосипеда, имеет кузов или тент для защиты от дождя и солнца, не менее трех колес, идущих не по одной колее, и упрощенные, но удобные кресла со спинками. Признаки эти до настоящего времени не узаконены. Многие считают, что веломобилю не обязательно иметь все три признака — достаточно любых двух.

Энтузиасты полагают, что веломобиль — это транспорт здоровья, бодрости и силы, удачно объединяющий простоту, экономичность и экологичность велосипеда с комфортом автомобиля. В его названии «вело» — это педальный привод, более эффективный, чем велосипедный, за счет рациональной посадки и включения в работу мышц спины, «мобиль» — это автомобильная устойчивость, свободная поза, удобное сиденье и крыша над головой.

Современному горожанину больше забот доставляют не дальние поездки, где к его услугам все виды общественного транспорта, а относительно короткие повседневные маршруты за покупками в магазин или на рынок, в мастерскую или прачечную. Пешие переходы требуют много времени, а с тяжелой ношей в руках не доставляют большого удовольствия.

Сельскому жителю, владельцу дачи или садового участка короткие поездки с серьезным грузом приходится совершать еще чаще, причем по таким дорогам, которые временами недоступны и для общественного, и для личного автотранспорта. Не всегда выручает и велосипед с его неустойчивостью, беззащитностью перед непогодой и малой грузоподъемностью. Во всех этих случаях мог бы очень пригодиться веломобиль. Он может быть одно-, двух- и многоместным.

Его грузоподъемность превышает 100 кг. Для хранения в городских квартирах разработаны малогабаритные и складные конструкции, «карманные» мини-веломобили, веломобили-чемоданы. У веломобиля много общих с велосипедом проблем: велодорожки и велополосы, велостоянки, пункты проката, ремонта и технического обслуживания. Сегодня наши дороги и улицы городов, на которых тесно скоростным автомобилям, не готовы принять массу экипажей с мускульным приводом.

Увы, поездка в веломобиле по Садовому кольцу столицы или пригородным автострадам в окружении грохочущих грузовиков и почти на одном уровне с их выхлопными трубами оставляет не только приятные впечатления. Но, кроме автомагистралей, есть микрорайоны с низкой интенсивностью движения автотранспорта, закрытые для автомобилей торговые кварталы и улицы, курортные зоны, наконец, небольшие города, которых у нас большинство. Здесь веломобиль, как и велосипед, в ближайшее время должен стать полноправным транспортным средством.

Веломобиль можно «обучить» множеству рабочих профессий на производстве и в сфере обслуживания. Например, вспомогательный внутрицеховой транспорт, ведомственная охрана больших объектов, местное транспортное обслуживание разного рода экспедиций, почтальон, курьер, дворник, развозчик продовольственных заказов, белья из прачечной или одежды из химчистки. «Лечебные» веломобили нужны для реабилитации выздоравливающих после различных травм, сердечно-сосудистых и других заболеваний.

Чтобы получить необходимую современному человеку ежедневную порцию физической нагрузки, нужно выкраивать время для посещения стадиона или бассейна, а его так всегда не хватает. Веломобиль позволяет расправиться с пресловутой гиподинамией между делом — по дороге на работу, в магазин, на садовый участок. Веломобиль нужен в зонах массового отдыха, на территориях выставок и музеев на открытом воздухе, лесопарках и парках культуры, где могут быть созданы пункты проката и аттракционы.

Если водный велосипед прочно прижился на лодочных станциях, то его сухопутный собрат сможет гораздо разнообразнее использоваться для активного отдыха в выходные дни и многодневных туристических маршрутов, особенно людьми среднего и пожилого возраста. В США и других странах часто по индивидуальным заказам изготавливают веломобили для инвалидов, позволяющие им не только чувствовать себя полноценными велотуристами, но и участвовать в азартных спортивных состязаниях.

Оставаясь, как и велосипед, универсальным тренажером всех физиологических систем организма, веломобиль не требует постоянного внимания к поддержанию равновесия. В веломобиле на дороге чувствуешь себя не прижатым к обочине, полузатравленным лихими шоферами велоэквилибристом, а водителем трех- или четырехколесного экипажа, защищенного каким-никаким кузовом. Езде на двухколесном велосипеде нужно учиться в детстве, но еще труднее осваивать его в зрелые годы или после многолетнего перерыва.

Обучение управлению и езде в веломобиле практически не требуется: ты просто садишься за руль устойчивой, как автомобиль, машины и начинаешь крутить педали. На конкурсах и выставках веломобилей, в которых довелось участвовать, во время остановок в дороге я много раз видел, как легко справляются с веломобилем новички любого возраста с самой разной физической подготовкой. Женщин велосипед часто отпугивает опасностью показаться неловкими или смешными, когда приходится карабкаться на куцее жесткое седло или с трудом удерживать равновесие на узкой дорожке.

Веломобиль привлекает их возможностью ездить почти с такими же удобствами, как в автомобиле. Он позволяет женщине изящно опуститься в мягкое кресло и расположиться в нем в удобной, непринужденной позе. Главное преимущество велосипеда — высокая проходимость не только по асфальту, но и по грунтовым дорогам, извилистым лесным тропинкам, горным склонам, полному бездорожью, недоступному для веломобиля. Велосипед — более легкий, более «портативный» вид педального транспорта.

Складной велосипед легко размещается в рюкзаке, в багажнике автомобиля, на багажной полке в пригородной электричке, в купе поезда дальнего следования. Веломобилю трудно конкурировать со складным велосипедом в смешанных поездках, когда приходится пользоваться разными видами транспорта.

Наша промышленность сегодня тиражирует велосипеды миллионами экземпляров, ежегодно наращивая их производство, и только робко приступает к выпуску первых опытных партий веломобилей. Хотя энтузиасты утверждают, что велосипед лишь частный случай веломобиля для бездорожья, немногочисленные пока веломобили безнадежно теряются в море велосипедов. Благодаря привычкам людей, низкой стоимости и простоте обычный велосипед, вероятно, еще на многие годы сохранит доминирующее положение.

Пусть простят меня многочисленные поклонники велосипеда, если автор — неопытный велосипедист и одновременно горячий патриот веломобиля — в этой книге сделал явный крен в сторону преувеличения достоинств последнего. Я считаю, что заслуженно воспетый в стихах и прозе наш старый друг велосипед не нуждается так в дополнительной защите и популяризации, как новый, малоизвестный большинству из нас вид педального транспорта — веломобиль.

Есть основания полагать, что благодаря устойчивости и удобствам веломобиль заменит велосипед людям старшего и среднего возраста с самой различной физической подготовкой, найдет разнообразные области применения как транспортное средство на производстве и в сфере обслуживания, как «лечебный» тренажер в здравоохранении и «обучающая» машина в школах, для активного отдыха, спорта и туризма и тем самым значительно расширит контингент лиц, пользующихся велотранспортом.

Двадцатый век называют атомным, космическим, компьютерным... А вот медики и специалисты по лечебной физкультуре характеризуют его как велосипедный. «Чтобы укреплять здоровье, на педальных машинах должны ездить все, — говорят они. — Это лучшая профилактика болезней сердца и других недугов». «Велосипедный вирус» охватывает все более широкие круги землян, но, к сожалению, не так быстро, как хотелось бы. Велосипед и веломобиль навсегда останутся верными союзниками в борьбе за оздоровление человека, чистоту окружающей среды и будут лишь дополнять друг друга в достижении этих благородных целей.

...Каждый день новенькие «Жигули», и «Москвичи», и «Запорожцы» выкатываются за ворота автозаводов и насыщают и без того плотные транспортные потоки на городских улицах и автомагистралях. Но именно сегодня, когда мы уверенно движемся по пути сплошной автомобилизации, хочется напомнить, что, по прогнозам специалистов, в начале XXI века педальный транспорт вытеснит дорогие, загрязняющие атмосферу автомобили и станет основным средством передвижения на улицах больших городов и загородных дорогах.

Велосипедный бум, охвативший многие страны на всех континентах, как будто подтверждает эти прогнозы. Итак, за транспортными средствами с мускульным приводом большое будущее. И среди них уже в ближайшие годы достойное место должен занять новый перспективный вид педального транспорта — веломобиль. Насколько перспективен веломобиль — покажет время. А вот уж новым его никак не назовешь. Об этом — следующая глава.

На главную | Содержание | Далее
 

 

 

2011. Давай изобретём веломобиль.