Давай изобретём веломобиль / Вернуться на главную

 


Правдивые были о веломобиле

Двадцать тысяч велопатентов

В 1818 году Драйз получает патент на изобретение двухоколесной «дрезины» сначала в Бадене, а затем во Франции (во французском описании впервые появляется слово «велосипед» или в буквальном переводе «быстроног»), в Пруссии и в Англии, а в следующем году в США. Это был один из первых международных патентов, открывший неоконченный до нашего времени перечень из более 20 тысяч изобретений велосипеда.

«Дрезину» можно было встретить в Германии и во Франции, но особенным успехом она пользовалась в Англии, где механик Кнейт усовершенствовал ее и назвал «hobby horse» — «лошадка для развлечений». В 1855 году в Париже такую «лошадку» принесли в починку каретному мастеру Пьеру Мишо. Его подмастерье Пьер Лялеман не только отремонтировал ее, но и оборудовал педальным приводом, который пять лет назад изобрел немецкий механик Фишер.

Пьер Мишо запатентовал разработанную конструкцию и начал серийное производство велосипедов, получивших во Франции наименование «мишолинов». Похожие машины начали выпускать в Англии и в Германии. В середине прошлого века сформировалась тяжелая и жесткая конструкция «костотряса» с равновеликими деревянными колесами, усиленными железными обручами.

Деревянные колеса вскоре заменили тонкими металлическими ободами с проволочными спицами и сплошными резиновыми шинами. Чтобы повысить скорость, конструкторы резко увеличили диаметр ведущего колеса. Появился «паук», у которого размер переднего колеса достигал 180 см, а заднего 30 см.
«Пауки» были неустойчивы и плохо управлялись. Не каждый отваживался вскарабкаться на такую машину без посторонней помощи.

Тем не менее небезопасные при езде «пауки» некоторое время пользовались успехом у спортсменов — любителей острых ощущений. В 1858 году на велосипеде появилась цепь. Она связывала ведущую шестерню на оси шатунов с ведомой, укрепленной на оси приводимого в движение колеса. В 1869 году преподаватель гимнастики из Штутгарта Трефц сделал переднее колесо рулевым, а заднее ходовым, разместив шатуны между колес. В том же году появился первый цельнометаллический велосипед.

Цепную передачу усовершенствовал Джеймс Старлей, которого называют отцом английской велопромышленности. Соотечественник Старлея В. Боун и француз Сирурен начали применять в велосипедных втулках шарикоподшипники. Изобретения и усовершенствования конструкции велосипеда следовали одно за другим. Переломной вехой в истории велосипеда считают 1885 год, когда появилась модель низкого велосипеда «Ровер Сейфти» (безопасный) с двумя одинаковыми колесами.

Велосипед стал настолько безопасным средством передвижения, что на нем «начали ездить дамы и даже дети». С этого времени велосипед из хобби относительно небольшого числа любителей острых ощущений постепенно превратился в массовое средство индивидуального транспорта, отдыха и спорта. Этому весьма способствовало изобретение шотландским ветеринарным врачом Данлопом пневматических шин.

К концу XIX века, который называют «героическим» периодом в истории велосипеда, классический облик двухколесной машины почти полностью сформировался. Если в 1869 году в Париже насчитывалось 1300 велосипедов, то всего через 30 лет их количество возросло в 500 раз. В США в 1895 году было выпущено 1,25 миллиона двухколесных машин. Велосипедный бум, разрастаясь, захватывал все новые и новые страны. Модное увлечение новым видом транспорта становилось всеобщим.

Назад | Содержание | Далее
 

 

 

2011. Давай изобретём веломобиль.