Давай изобретём веломобиль / Вернуться на главную

 


Как становятся веломобилистами

История «Божьей коровки» на четырёх колёсах

Меня лично веломобиль привлек как недорогое, удобное и полезное для здоровья средство для активного отдыха, особенно семейного, и многодневных туристических маршрутов. Конечно, веломобиль будет ездить только по асфальту или, в крайнем случае, по хорошо накатанной и достаточно ровной грунтовой дороге.

Его не протащишь по узким тропам и горным склонам, как неприхотливый велосипед. Но надо же чем-то расплачиваться за устойчивость, удобства и большую грузоподъемность! Главный недостаток семейного веломобиля в городских условиях — это, пожалуй, громоздкость. На стенку в прихожей, как двухколесную машину, его не повесишь. Значит, веломобиль должен быть разборным.

— Допустим, веломобиль может в чем-то поспорить с велосипедом, — говорили мне друзья-автолюбители.
— Но разве он осмелится конкурировать с элегантными скоростными «Жигулями» или «Москвичом» последней модели?
— Еще как осмелится, — возражал я. — Во-первых, кому из вас не знаком постоянный подсознательный страх в ожидании отказа одной из бесчисленных систем, узлов или деталей дорогого, но ненадежного друга с последующим обращением к ненавязчивому автосервису? А эксплуатация веломобиля доступна любому школьнику. Во-вторых, автомобиль губит наше здоровье, загрязняет воздух, требует больших расходов. Конечно, как ни налегай на педали веломобиля вдвоем или даже вчетвером, автомобиль не догнать. Но в этом часто и нет необходимости.

На въезде в один из городков на юге Франции висит плакат со следующим текстом: «Если вы едете со скоростью 20 км/ч, то сможете полюбоваться нашим городом. При 40 км вы едва ли заметите красоту наших девушек. При 60 км ваша поездка будет прервана, поскольку вас оштрафуют. Если скорость достигнет 80, вас ожидает перспектива познакомиться с больницей, а при 100 вы можете навсегда остаться в наших гостеприимных местах».

Средняя скорость прогулочных или туристических веломобилей как раз и составляет 15—20 км/ч, что позволяет без помех любоваться окрестными пейзажами и замечать девушек не менее красивых, чем в Южной франции. К тому же вместо изматывающего гудения двигателя на бесшумном веломобиле можно слышать шелест листвы придорожных деревьев и пение птиц.

Высокая скорость автомобиля и быстрая смена дорожной обстановки вызывает большие нервные напряжения водителя. Проезжая в день 100—150 км в веломобиле, к вечеру чувствуешь гораздо меньшую усталость, чем после одинакового времени управления автомашиной. Да и усталость веломобильная — чисто физическая — быстро смывается под душем, а еще лучше — в озере или горной речке.

Единственное, в чем веломобиль безоговорочно уступает автомобилю, — это в цене. Двухместный веломобиль заводского производства должен стоить не намного дороже двух велосипедов. Самодеятельные конструкторы собирают свои машины преимущественно из узлов и деталей старых велосипедов. Поэтому они обходятся дешевле.

Сначала я мечтал построить многоместный веломобиль для всех поколений большой семьи, включая малолетних внуков. Однако отсутствие опыта и серьезной производственной базы заставило на первых порах ограничиться двухместным экипажем.
Жизнь сложилась так, что даже трехколесного велосипеда в детстве у меня не было. Зато младший сын был опытным велосипедистом, и навыки веломеханика очень пригодились, когда мне удалось заинтересовать его веломобилем.

Несколько месяцев мы обсуждали описания и схемы веломобилей из журналов «Моделист-конструктор» и «Юный техник». Долго искали конструкцию, в которой можно было бы в максимальной степени использовать узлы и детали велосипедов. В конце концов выбрали схему четырехколесного экипажа с приводом только на левое заднее колесо.

Упрощенную схему нашего веломобиля сначала изготовили из деталей старого детского конструктора и усадили в него марионетку-веломобилиста, вырезанного из картона в масштабе 1:10. На модели определили расположение педалей, привода, колес и других узлов относительно друг друга и уточнили основные размеры. После этого выполнили эскизные чертежи. Одновременно на свалках металлолома и у знакомых искали недостающие материалы.

Для сборки веломобиля нам удалось пристроиться в небольшом подсобном цеху нашего предприятия. Здесь у нас в распоряжении был верстак с тисками, точило, обрезки стальных труб разного диаметра и листового металла. Главными рабочими инструментами стали пила-ножовка, напильники и электродрель.

Наиболее сложные слесарные работы выполнил Александр Пополов-младший, которому по мере сил помогал отец. Пришлось воспользоваться и услугами газосварщика. На мои плечи легло также финансирование и материально-техническое обеспечение проекта. Выпуск веломобиля состоялся через четыре календарных месяца после начала работ. В среднем ему уделяли два-три вечера в рабочие дни и один выходной в неделю.

Наш веломобиль представлял собой как бы два велосипеда, поставленных параллельно на расстоянии одного метра друг от друга и соединенных разборной рамой из велосипедных и водопроводных труб. Использовали колеса, передние и задние вилки, педальный привод и тормоза от велосипеда «Турист». На двоих имелось только три педали, причем средняя удлиненная педаль была общей для водителя и пассажира.

Расположенные рядом два сиденья со спинками выпилили из фанеры, на которую наклеили поролон и обшили дерматином. Сиденья установили на салазках от кресел легкового автомобиля для перемещения в продольном направлении в зависимости от длины ног веломобилистов. На раме веломобиля смонтировали разборный каркас из легких стальных трубок.
Для защиты от ветра и пыли на трубках каркаса установили лобовое оргстекло. На каркас натянули тент из ярко-красного ледерина. В задней части тента прорезали два окна и наклеили прозрачную пленку.

Между передними колесами разместили большую пластмассовую коробку-багажник. Веломобиль снабдили двумя фарами, системой «Велоэлектроника» с четырьмя мигающими указателями поворота, двумя красными стоп-сигналами и веломером для измерения скорости и пройденного пути. Веломер с тумблером включения электрооборудования смонтировали на самодельном пульте, прикрепленном к стойке рулевой колонки. Здесь же поместили звонок в качестве сигнала. Шасси веломобиля окрасили красной нитрокраской. Лобовое стекло окантовали черной изоляционной лентой.

Ее же использовали для крепления электропроводов к трубам рамы и декоративной отделки тента. Закончив работу, мы с Сашей отошли в сторону и посмотрели на содеянное со стороны. Оно оказалось похожим на большое красное насекомое с черными пятнами и полосами. Поэтому назвали наш первый веломобиль «Божьей коровкой» и поместили название на капоте, вырезав буквы из той же черной изоляционной ленты, но в более коротком английском переводе — «Ladybird».

У «Божьей коровки» оказалась следующая техническая характеристика:
 

Число мест

2

Ведущее колесо

Левое заднее

Управляемые колеса

Передние

Число скоростей

4

Масса, кг

65

Габаритные размеры, мм:

- длина

2200

- ширина

1200

- высота с тентом

1350

Средняя скорость на асфальте, км/ч

18—20

Максимальная скорость при разгоне, км/ч

35

Первый рейс «Божья коровка» выполнила как грузовой транспорт: нас попросили перевезти холодильник, купленный в соседнем доме. Саша сел в кресло водителя и крутил педали. Я шел рядом, придерживая руками ценный груз. Груженый веломобиль легко преодолел 200 метров, но потом нам пришлось попотеть, затаскивая холодильник на пятый этаж. Наши пробные маршруты пролегли по родному микрорайону. Веломобиль в целом оправдал наши надежды. В движении он оказался устойчивым и легко управляемым.

За руль его спокойно садился любой человек, ни разу в жизни не рискнувший взобраться на велосипед. На каждой стоянке нас окружала плотная толпа любопытных. Многие зрители упорно искали ловко спрятанный где-нибудь в багажнике «моторчик», не находя удовольствия в тренировке собственных ног. Узнав, что привычного двигателя нет, они не скрывали разочарования: «Вот если бы к педалям добавить мотор, получилась бы стоящая машина!»

И только мальчишки, мгновенно разобравшись в конструкции, назойливо просили разрешения покататься. Нужно было видеть глаза счастливцев, которым удавалось покрутить руль и педали! Солнечным утром 9 мая 1985 года нас пригласили в Крылатское на празднование Дня Победы. «Божья коровка» легко покатилась по праздничному простору Ленинградского шоссе. Водители обгонявших автомашин подолгу заглядывались на нас, едва не создавая аварийные ситуации.

Мы шли по крайней правой полосе проезжей части и больше всего внимания уделяли громоздким троллейбусам, которые мы обгоняли на остановках. В Крылатском вокруг «Божьей коровки» и других веломобилей собралось не меньше народа, чем возле замечательных самодельных автомобилей. Среди них были модели с пластиковыми кузовами, поднимающимися вверх, как крылья птицы, боковыми дверцами, машина с дистанционным управлением и микроавтобус-амфибия. Создание каждого такого автомобиля потребовало огромного труда.

Но веломобили подкупали своей простотой и общедоступностью. За успешное выступление на празднике журнал «Техника молодежи» отметил «Божью коровку» Почетной грамотой. В конце мая на Белорусском вокзале столицы мы закатили «Божью коровку» в багажный вагон поезда, направлявшегося в город велосипедистов Шяуляй на традиционный конкурс самодельных веломобилей. Ярко-красный ледериновый тент оказался очень заметным среди нескольких десятков спортивных, туристических, прогулочных веломобилей, велокартов и велоамфибий из Москвы, Ленинграда, Вильнюса, Риги, Ташкента, Кургана и других городов страны.

«Божья коровка» стала лауреатом премии журнала «Изобретатель и рационализатор», оценившего простоту ее конструкции и автомобильный экстерьер. Нашу работу отметили также почетным дипломом научно-технического общества Литовской ССР «за семейное участие в конкурсе» и в числе десяти лучших веломобилей рекомендовали для участия в выставке, которая проходила в дни XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Международном спортивном центре в Измайлове.

Вот как описывает фестиваль президент вильнюсского клуба «Биотранспорт» Альгирдас Номейка:
«Ровно в 17 часов президент МОК Хуан Антонио Самаранч выстрелом из пистолета дал двойной старт: фестивальному забегу Мира и открытию Международного спортивного центра. Едва успели стартовать участники забега, как на дорожках стадиона начался парад веломобилей. Его открыл двухместный «Колибри» главного конструктора Московского завода холодильников В. В. Ульяновского. Год рождения прекрасно сохранившегося ветерана 1975-й, срок эксплуатации 10 лет.

За ним следует просторный и удобный ретро-кабриолет отца и сына Пополовых под ярко-красным тентом. Веломобиль дизайнера из Ташкента В. А. Ашкина с анатомическим креслом, большим багажником, плавными обводами брызговиков и солнцезащитным тентом покоряет национальной самобытностью. Рядом двухместное велокресло инженера-конструктора Владимира Мазурчака из Полтавы с оригинальным приводом на переднее колесо и высокой маневренностью. Сразу после парада желающие прокатиться на нем образуют внушительную очередь.

Из десяти автомобилей, рекомендованных на Всемирный фестиваль строгим жюри шяуляйского конкурса, — шесть моделей из Литвы. Много сил конструированию веломобилей отдал доцент Вильнюсского инженерно-строительного института Витаутас Довиденас. На фестивале представлена одна из его моделей — гоночный веломобиль «Вильнюс-82» с каплевидным кузовом. Он развивает - скорость 60 км/ч. За ним перед трибунами мчится велокарт мастера вильнюсского ПТУ № 25 В. Рузгиса. Его отличают высокая скорость, маневренность, надежность, совершенство технического исполнения. Потом на выставке подростки, школьники и студенты будут нещадно эксплуатировать его «от звонка до звонка», а мальчишки бегать за Рузгисом и просить: «Дяденька, дай еще один кружок проехать!»

На вираж выходит веломобиль, построенный инженером Приенайского экспериментального авиационного завода Альгимантасом Ремейкой и его друзьями. Это одноколейная машина с обтекаемым кузовом из композиционных материалов и маленькими опорными катками по бокам.
Двухместная машина рабочего шяуляйского завода «Вайрас» Генрикаса Суткуса отличается легким приводом, удобной посадкой, высокой маневренностью. Ее надежность подтверждают 2000 километров пробега по живописным окрестностям Шяуляя.

На этом веломобиле ездить может каждый — возраст не помеха. Именно эта машина наиболее наглядно продемонстрировала удовольствие от общения при езде на веломобиле. Правда, этому в немалой степени способствовала обаятельная дочь Генрикаса Рута. Веломобиль-амфибию сконструировал мастер ПТУ из города Капсукаса Юозас Пилипонис. Веломашина одинаково хорошо преодолевает крутые дорожные подъемы и водные пространства.

Парад веломобилей в Измайлове завершил одноместный «Тайнер» с прицепом грузоподъемностью 150 кг. Его сконструировали Р. Вайткунас, А. Гайжутис и А. Номейка. На веломобилях этого типа в мае 1985 года авторы преодолели 700 км по маршруту Вильнюс — Рига — Таллинн. Все самодеятельные конструкторы веломобилей, представленных в Международном спортивном центре, в том числе и шестнадцатилетний учащийся Московского автомеханического техникума Александр Пополов, были награждены памятными медалями и дипломами Всемирного фестиваля».

Назад | Содержание | Далее
 

 

 

2011. Давай изобретём веломобиль.