Давай изобретём веломобиль / Вернуться на главную

 


Изобретение веломобиля продолжается

Методом австрийского астронома

Почти астрономическое разнообразие возможных компоновок и конструкций веломобилей побудило меня вспомнить о морфологическом анализе — одном из методов активизации технического творчества и оптимизации решений, предложенном австрийским астрономом Фридрихом Цоппи. Подобных методов, к которым относят мозговой штурм, конференцию идей, синектику, алгоритмы решения изобретательских задач, науковеды насчитывают несколько десятков.

Метод Цоппи — один из самых распространенных и плодотворных. В его основе лежит построение морфологической матрицы, по вертикали которой в алфавитном порядке перечислим главные функциональные узлы веломобиля, а по горизонтали — возможные варианты их исполнения, обозначенные арабскими цифрами. Матрица представляет собой упорядоченное поле множества возможных вариантов, комбинируя которые находят новые оригинальные решения.

Даже наша далеко не полная матрица со специально оставленными для читателя пустыми ячейками насчитывает 6x8x8x6x6x5xЗx8x7 = ... без компьютера я даже не берусь сосчитать, сколько миллионов вариантов. Наш «Шайтаншах» относится к варианту А2-Б2-В5-Г1-Д1-Ж2-31-И8-К7. Каждый найдет себе схему по душе, особенно если разовьет матрицу самостоятельно.

Может быть, кого-то смущает решение «без колес» (В8)? Это может быть веломобиль-лыжеход или гидровеломобиль. Иллюстрирует необычную схему расположения колес В4 (рис. 29). Веломобиль «без рамы» (Г4), очевидно, имеет несущий кузов, а в веломобиле «без кресел» (Д6) они могут быть совмещены с рамой или кузовом. Веломобиль «без рулевого управления» (Ж5) я сам считал бессмыслицей до тех пор, пока на «Зимней гонке КЭБа» в 1987 году не появился экипаж Юрия Карцева, в котором руль совмещен с ножным педальным приводом.

Морфологическая таблица

Вообще принцип совмещения функций является основополагающим при проектировании не только веломобилей, но и большинства других машин. В наиболее яркой форме он нашел воплощение в конструкции одноместного «Шпрингмобиля», в котором рама из дюралюминиевых пластин одновременно является рессорой, причем уширенный верхний пояс рессоры используется как эластичное сиденье водителя, а болт рулевой колонки — для легкого соединения передней и задней частей веломобиля.

В значительной степени благодаря максимальному использованию принципа совмещения функций «Шпрингмобиль» характеризуется простотой конструкции, небольшими размерами и наименьшей среди известных веломобилей массой (около 15 кг). Расширяя морфологическую матрицу, построив из нее при необходимости трехмерный морфологический ящик, можно «открыть» немало направлений совершенствования веломобилей и принципиально новых технических решений.

Назад | Содержание | Далее
 

 

 

2011. Давай изобретём веломобиль.