Давай изобретём веломобиль / Вернуться на главную

 


Изобретение веломобиля продолжается

Общая компоновка

Как бы ни были совершенны сами по себе отдельные элементы конструкции, они еще не гарантируют создание работоспособного веломобиля без оптимизации общей его компоновки. Несмотря на наличие легендарных прототипов, современный веломобиль — машина новая, быстро развивающаяся, заимствующая лучшие достижения велосипедной техники, автомобилестроения и авиации. Вариантов компоновки одно-, двух- и многоместных машин бесчисленное множество.

Апробированной методики оптимизации компоновки веломобилей еще нет и можно поделиться лишь отдельными соображениями. Трехколесные веломобили обычно выполняют в двух вариантах: с одним передним и двумя задними колесами, как у детского велосипеда, или с двумя передними и одним задним колесом. Во втором случае передние колеса чаще бывают управляемыми, а заднее — ведущим.

Эта схема предпочтительнее первой, так как обладает большей устойчивостью на поворотах. Зато первая конструктивная схема с передним ведущим и одновременно управляемым колесом гораздо проще в изготовлении. Ее устойчивость можно повысить за счет увеличения колеи задних колес, низкого расположения кресла водителя и других приемов.

Положение центра тяжести веломобиля зависит в основном от размещения веломобилистов, вес которых в несколько раз больше массы самого транспортного средства. Центр тяжести трехколесного веломобиля с полной загрузкой следует располагать таким образом, чтобы нагрузка по возможности равномерно распределялась между колесами. Эта рекомендация сохраняется и для четырехколесных веломашин. В ряде случаев, чтобы повысить устойчивость, центр тяжести трехколесного веломобиля смещают к задней оси.

Мне довелось ездить на разных трехколесных веломобилях с передним ведущим колесом, у которых основная нагрузка приходилась на задние колеса. Переднее колесо таких веломобилей пробуксовывает на подъемах, а если дорожное покрытие мокрое или скользкое — даже на горизонтальных участках трассы. Рациональное размещение одного или двух багажников позволяет смещать положение центра тяжести к менее загруженным колесам.

Четырехколесная схема на практике всегда устойчивее трехколесной. Некоторые конструкторы считают, что четвертое колесо усложняет и утяжеляет веломобиль. По моему мнению, повышенная устойчивость вполне компенсирует вредные функции добавочного колеса. Однако все рекорды скорости достигнуты на трехколесных машинах. Компоновка двухместного веломобиля может быть типа «социабль», когда веломобилисты сидят рядом друг с другом, и типа «тандем», когда они располагаются друг за другом.

Компоновка «тандем» намного уменьшает мидель экипажа. «Тандем» пройдет по таким узким дорожкам где «социабль» зацепится за деревья. Разновидностью «тандема» является компоновка «тяни-толкай», когда ездоки располагаются спиной друг к другу. В 1980 году на веломобиле «Вектор-тандем» с такой компоновкой, построенном под руководством американского конструктора космической техники Аллана Войгта, на 200-метровом участке скоростной дороги в Калифорнии после разгона на дистанции в одну милю была достигнута рекордная скорость 101,26 км/ч.

Позднее в том же году «Вектор-тандем» проехал 64 км по автомагистрали со средней скоростью 81,3 км/ч. Высокая скорость веломобиля достигнута главным образом за счет обтекаемой формы кузова и рациональной компоновки. Два гонщика располагаются в нем лежа на спине, затылками друг к другу. Компоновка «социабль» тем не менее привлекает возможностью сидеть плечом к плечу со спутником или спутницей так же комфортно, как в автомобиле, разговаривать с ним или с нею, не повышая голоса, без помех в четыре глаза наблюдать за дорогой и любоваться окрестностями.

«Социабли» преобладают среди двухместных экипажей для отдыха, туризма, проката в курортных зонах и на морских пляжах. В 1986 году Владимир Мазурчак приехал на конкурс веломобилей в Шяуляе на трехместном «Триумфе», который зрители стихийно переименовали в «Русскую тройку»: три человека размещаются в нем в один ряд, причем «коренник» несколько выдвинут вперед относительно «пристяжных». Однако тем, кто захочет посадить в ряд дружную компанию из трех или даже четырех человек, хочу напомнить, что предельная ширина веломобиля на дороге не должна превышать 1,2—1,5 м.

Очень практичным представляется модульное соединение двух или даже трех веломобилей. Один из модулей становится управляемым, а в остальных работает только привод. При проектировании модульных велоконструкций из соображений безопасности на дороге нельзя чрезмерно увеличивать их габариты. Их длина не должна превышать 3,5—4 м.
Модульные машины очень большой длины имеют плохую маневренность и с трудом управляются на затяжных спусках. Особенно тщательно следует разрабатывать конструкции многоместных велобусов с одно- и двухрядным расположением ездоков.

Перспективная модификация модульных велоконструкций создана в Новгороде в школьно-студенческом конструкторском бюро политехнического института под руководством профессора В. А. Щеголева. Это полимобиль «Наташа», представляющий собой два складных велосипеда, дополненных комплектом несложных деталей. Заполучив этот своеобразный велоконструктор, покупатель без особого труда сможет по желанию собрать из него двух-, трех- или четырехместный веломобиль, два велосипеда-тандема, велосипед-спарку, тандем-спарку, наконец, просто покататься на велосипеде.

«Наташа» предназначена для семейного отдыха за городом, поездок в лес и на дачу, продолжительных путешествий, может перевозить до 200 кг груза. В разобранном виде ее удобно хранить в городской квартире. В мае 1987 года «Наташа» получила высокую оценку жюри на конкурсе веломобилей в Шяуляе.
С 1988 года серийные «Наташи», изготовленные Новгородским производственным объединением «Авто-спецоборудование», поступают в розничную продажу. А в планах школьно-студенческого КБ В. А. Щеголева предусмотрено проектирование «Наташи-суперлюкс» с откидывающимся тентом и мягкими креслами и «Наташи» для дальнего туризма с объемным багажником вместимостью почти как у легкового автомобиля.

Назад | Содержание | Далее
 

 

 

2011. Давай изобретём веломобиль.