Давай изобретём веломобиль / Вернуться на главную

 


Изобретение веломобиля продолжается

От схем и эскизов к макетам и чертежам

Рекомендаций по проектированию и постройке веломобилей почти столько же, сколько самодеятельных конструкторов. Вот что писал, например, в ноябрьском номере журнала «Изобретатель и рационализатор» за 1984 год его главный редактор С. Н. Грачев: «Если у вас под рукой есть два велосипеда или хотя бы полтора, да набор инструментов, да сноровка в обращении с металлом — за несколько вечеров вы вполне можете стать владельцем веломобиля.

Принимайтесь за дело без чертежей и особых расчетов — веломобиль это допускает. На пути создания веломобиля вас могут ждать изобретения». А вот профессиональные конструкторы расчеты и подробнейшие чертежи веломобилей выполняют обязательно и самодельщиков с их эмпирическим подходом всерьез не воспринимают. Это крайние точки зрения.

Увеличить...

На практике большинство самодеятельных конструкторов анализирует достоинства и недостатки схем, появившихся на страницах научно-популярных и технических журналов или увиденных в натуре машин, бессчетное количество раз чертят и перечерчивают эскизы общего вида, делают рабочие чертежи наиболее сложных узлов и деталей. Прежде чем приступить к постройке самого веломобиля, изготавливают макеты и модели, подолгу собирают нужные материалы.

Надо признаться, что наиболее совершенные веломашины чаще создают люди, так или иначе связанные на основной работе с конструированием или изготовлением разнообразных машин. И все-таки веломобиль — это не самолет и даже не автомобиль с сотнями сложных деталей, а достаточно простая машина.

Даже если вы стопроцентный дилетант, безнадежный гуманитарий, воспользуйтесь имеющимся опытом и советами специалистов в клубе или общественном КБ, выберите наиболее простую и апробированную конструкцию с максимальным использованием узлов стандартных велосипедов, вооружитесь слесарными инструментами, терпением и еще раз терпением — успех вам обеспечен.

Построить веломобиль может и самодельщик-одиночка, но коллективный труд имеет большие преимущества. Конструирование веломобиля группой энтузиастов позволяет синтезировать их знания и профессиональный опыт, уменьшить вероятность недостаточно обоснованных, иногда ошибочных решений. Именно так проектируют веломобили конструкторские группы в Московском клубе энтузиастов биотранспорта.

В последнее время конструкторы многих отраслей промышленности при создании всевозможных машин широко применяют функционально-стоимостный анализ (ФСА) — универсальный метод совершенствования объектов, оптимизации соотношения между уровнем их свойств, с одной стороны, и затратами денежных средств, материалов, рабочего времени — с другой.

Главной особенностью ФСА является функциональный подход к конструированию машин в целом, а также всех ее узлов и деталей. Такой подход предопределяет основной интерес не к предметной форме объекта оптимизации и всех его элементов, а к выполняемым им функциям.

Функции подразделяют на основные и вспомогательные. И те и другие обеспечивают выполнение анализируемым объектом заданной цели и поэтому называются полезными. Выполнение каждой полезной функции всегда сопровождается нежелательными побочными эффектами — вредными функциями, отрицательно воздействующими на работоспособность машины, удорожающими ее.

Вредные функции принципиально не могут быть полностью устранены. Задача ФСА состоит только в разумном уменьшении наносимого ими ущерба. Действие полезных функций стремятся, насколько возможно, увеличить, а вредных, наоборот, уменьшить. Обычно рассматривают несколько вариантов осуществления каждой функции и выбирают оптимальный — требующий минимальных затрат. Отсюда и название метода: функционально-стоимостный.

Методически ФСА состоит из нескольких этапов:

— На подготовительном этапе проектирования веломобиля уточняют предполагаемую область использования веломобиля (повседневные поездки по городу или в сельской местности, семейный отдых на природе, спорт, туризм и так далее), в каких условиях он будет изготавливаться (жилая комната, гараж или специально оборудованные мастерские), храниться (на антресолях в тесной квартире, на балконе или в просторном сарае) и эксплуатироваться (Краснодарский или Красноярский край, дороги горного Крыма или калмыцкие степи).

— На информационном этапе проектирования собирают и систематизируют имеющиеся данные о веломобилях. Их основой могут стать публикации в «Моделисте-конструкторе», «Юном технике» (с приложением) и в других журналах.

— На информационном этапе формулируют ориентировочные требования к таким техническим характеристикам будущего веломобиля, как расчетная скорость, грузоподъемность, предельная масса, показатели статической и динамической устойчивости, максимальный преодолеваемый уклон, габариты в транспортном положении и в разобранном состоянии и другие. Не следует забывать о комфортности, безопасности, маневренности и транспортабельности выбранной конструкции, ее надежности и ремонтопригодности в условиях эксплуатации. Сравнение этих характеристик с уже достигнутыми позволит оценить уровень качества вашего веломобиля, его потребительские свойства.

На этом этапе самодеятельному конструктору рекомендуется также согласовать допускаемый размер расходов из семейного бюджета на постройку веломобиля, другими словами, хотя бы приблизительно оценить, в какую сумму он вам обойдется.

На следующем, аналитическом, этапе проектирования полезно рассмотреть структурно-элементную модель веломобиля как транспортного средства, определить функции, выполняемые каждым из его узлов, проанализировать варианты их конструктивного решения.
Пример такой модели представлен на рис. 26. Рассмотрим подробнее ее элементы.

Назад | Содержание | Далее
 

 

 

2011. Давай изобретём веломобиль.