Давай изобретём веломобиль / Вернуться на главную

 


Изобретение веломобиля продолжается

Памятка начинающему веломобилисту

Метод Ф. Цоппи — универсальный, применяется во всех областях науки, техники и даже в искусстве. Он позволяет конструктору проанализировать множество реальных и самых экзотических вариантов и дает полную возможность заблудиться, утонуть, запутаться в их бесконечном разнообразии. Не довольствуясь весьма авторитетной зарубежной методикой, прославленный клуб вильнюсских веломобилистов «Биотранспорт» на основе выстраданного опыта создал не менее полезную памятку для начинающих «Как самому построить веломобиль». Приведем из нее самое существенное.

«Попытайтесь купить колеса — основу вашего оптимизма. Иногда это удается сделать за три дня до отпуска. Побывайте во Вторчермете или на городской свалке — нет ли здесь выброшенной раскладушки и обрезков труб? Остатки брезента на раскладушке могут стать тентом. Если есть — приступайте к делу. Помните, что ваша первая модель будет постоянно совершенствоваться. Поэтому основные узлы — звездочки, цепь, колеса, педали — лучше брать унифицированные, заводского изготовления.

Для безопасности езды тормозную систему проектируйте особенно тщательно, по возможности из стандартных узлов велосипеда. Тент сделайте ярким. Пригодятся передние фары и указатели поворотов. Не забывайте о комфорте. Один из главных его элементов — удобное трансформируемое сиденье с регулировкой вперед-назад и изменением наклона спинки в интервале сидя — лежа. Водителю необходим панорамный обзор, причем в хорошую погоду экипаж обязательно должен быть открытым.

Трансмиссия с несколькими передачами позволяет ездить на веломобиле не только с горы, но и в гору. Веломобиль — это средство экономии времени и нервов (здоровье — тоже экономия времени). Поэтому, если вы его сделали, то используйте как можно больше и почаще спрашивайте себя: где еще я могу применить мой веломобиль? По какому новому маршруту мне на нем отправиться?

Ваши возможности построить веломобиль могут быть:
— практически неограниченны (но никому не говорите об этом);
— достаточные (если вы главный конструктор машиностроительного завода);
— кое-какие (вы простой инженер, студент или домохозяйка);
— никаких (ты школьник, которого мама заставляет играть на скрипке, а папа накануне выбросил ящик с велосипедным хламом — твоим единственным сокровищем).

Два крайних случая толкают на постройку веломобильных воздушных замков. Главному конструктору завода все необходимое доставят на блюдечке с голубой каемочкой. Третий вариант сулит множество знакомств — от директора магазина «Умелые руки» и сторожа склада Вторчермета до сварщика Васи и токаря Коли. Боритесь за трезвый образ жизни!

Наиболее распространенные ошибки веломобилестроения:

Первая, чаще всего встречающаяся, — вы сами не знаете, чего хотите, не конкретизируете цель, не можете объективно оценить свои возможности (смотри выше).

Вторая — третий год вы разрабатываете чертежи идеального веломобиля, который, используя силу земного притяжения, океанских приливов и солнечную энергию, побьет все рекорды скорости на земле, на воде и в воздухе, получит приз женской части жюри на международном конкурсе в Париже за элегантность дизайна и от нажатия кнопки будет складываться до размеров вашего кошелька (все еще пустого). Пока что вас не понимают и называют великим теоретиком, вторым Эйнштейном, вкладывая в эти слова и некий косвенный смысл. Не обольщайтесь: пусть впереди вас ждет всемирная слава, а пока сделайте трехкодеску не хуже Владимира Мазурчака.

Третья, противоположная второй, — в вашей восьми-метровке громоздятся три начатых и две незаконченных модели. На шестой модели через каждые пять минут спадает цепь, заднее колесо норовит попасть вам под мышку, переднее — и того хуже, руль срабатывает, как парашют, с запаздыванием на 10 секунд. В гору вы тащите веломобиль на себе, зато с горы его может остановить только вековой дуб или железобетонный столб. Ваш четырехколесный дикий мустанг почему-то нуждается еще в двух поддерживающих роликах, хотя велосипед обходится только двумя колесами. Вы — прирожденный практик, и это замечательно. Однако оставьте на время вашего «мучителя», полистайте популярную книгу о велосипеде и постарайтесь выяснить, что такое клиренс, каретка, база и мидель. Остальные вопросы снимутся по ходу самообразования».

Вильнюсские биотранспортники назвали лишь общие для большинства начинающих веломобилистов методологические ошибки. Каждый веломобилист бережно хранит уникальную коллекцию собственных промахов, царапин, шишек и синяков на прокаленном электросваркой теле и бумажный мешок с промасленной спецодеждой, которая до веломобильной эры служила вечерним костюмом. Поэтому не связывайтесь с веломобилем, не запасшись предварительно здоровым чувством юмора.

Назад | Содержание | Далее
 

 

 

2011. Давай изобретём веломобиль.