Давай изобретём веломобиль / Вернуться на главную

 


Десять конструкций веломобилей

Педальный велокарт

Двухместный велокарт с педальным приводом предназначен для проведения спортивных соревнований, поездок на небольшие расстояния, изучения навыков вождения автомобиля и Правил дорожного движения. Для изготовления велокарта необходимы квадратные или круглые трубы различных сечений (показан карт в основном из труб квадратного сечения), стальные прутки, листовая сталь, три подшипника, болты с гайками и несколько велосипедных деталей.

Рама велокарта собирается из продольной несущей балки, задней оси, подножки, соединительной балки, перекладины бампера и укосины. Все эти детали можно изготовить из трубы сечением 30x30 мм. Сначала нужно приварить к несущей балке заднюю ось (ее длина 350 мм). Концы заготовки оси предварительно сплющиваются для крепления к ней вилки.
В несущей балке сначала просверливаются два отверстия диаметром 6,2 мм на расстоянии 420 и 516 мм, считая от переднего конца трубы.

Увеличить...

Через эти отверстия на балке будут крепиться болтами 6x50 мм стойка рулевой колонки и педальный привод. Затем по оси балки размечаются и просверливаются еще три отверстия под резьбу М6 — здесь будет крепиться ограждающий кожух большой цепи. Наконец, просверливаются отверстия диаметром 6,2 мм на расстоянии 955 и 1040 мм от переднего конца трубы для установки подшипника передаточного вала трансмиссии.

Отмерив от заднего конца балки 270 мм, к раме приваривают трубу сечением 30x30 мм, длиной 330 мм, которая будет служить подставкой для ног сидящего сзади пассажира и для поддержки соединительной трубы длиной 300 мм. В передней части несущей балки на расстоянии 172 и 296 мм от начала приваривают по пластине листовой стали размером 30x30x4 мм с отверстиями диаметром 16 мм. Пластины служат опорой для шарнира передней оси.
Между пластинами к боковым сторонам балки приваривают упоры 20x40x4 мм на расстоянии 220 мм от ее переднего конца. Рулевое управление карта состоит из рулевой колонки, руля, тяг и стоек.

Увеличить...

Сначала из трубы диаметром 18—20 мм и длиной 1100 мм сгибают руль диаметром примерно 270 мм. От круглого стального прутка диаметром 6 мм отрезают три куска длиной по 140 мм и приваривают с одной стороны к рулю, а с другой — к шайбе диаметром 40 мм. Для изготовления рулевой колонки лучше использовать старую велосипедную раму. Длина поворотной тяги 208 мм, колесной — 520 мм. Их готовят из стального прутка диаметром 7—8 мм. Шарниры собираются из гаек М10, болтов М6 и П-образных стальных скобок, сгибаемых из полосы размером 32X4 мм. На концах обеих тяг длиной 20 мм нарезается резьба. Чтобы обеспечить максимальный угол поворота колес, колесную тягу на концах сгибают.

Передняя ось изготавливается из трубы квадратного сечения 30x30 мм и длиной 519 мм. Труба сгибается, а места сгибов завариваются. К середине передней оси перпендикулярно к ней приваривают отрезок трубы диаметром 18—20 мм и длиной 120 мм. По внутреннему диаметру этой трубы подбирают болт диаметром 16 мм с шайбой и гайкой и на конце его просверливают отверстие для шплинта. Вставив болт в опоры несущей балки и приваренную к передней оси трубу-втулку, получают шарнир, который позволяет передней оси двигаться в поперечном направлении.

Увеличить...

Из стальной полосы толщиной 5 мм вырезают две заготовки размером 30x165 мм и сгибают из них скобы так, чтобы расстояние между полками составило примерно 95 мм. В полках делают прорези глубиной 10—11 мм. К этим скобам крепятся вилки передних колес. Высота вилок, удерживающих колеса карта, зависит от диаметра колес. Для карта можно использовать колеса от детских велосипедов или самокатов. Из трубы диаметром 18 мм сгибают четыре вилки, концы их расплющивают и делают в них прорези под ось втулки колеса.

Расстояние между дугами вилки примерно 80 мм, высота вилки 215—220 мм. К вилкам передних колес, отступив от вершины дуги 108—110 мм, приваривают планки-поводки размером 14x98x8 мм, просверлив предварительно на их концах отверстия для соединения с шарнирами тяг. Корпуса разобранных втулок от передних колес велосипедов подгоняют к дугам вилок. При этом оставляют только те части колец, которые привариваются к дугам, а остальное срезают.

Увеличить...

Приваривают корпуса втулок к вилкам и собирают втулки. После этого начерно собирают рулевое управление. Устанавливают колеса передней и задней осях, соединяют болтами тяги, в стойку вставляют рулевую колонку и наваривают на ее верхнюю часть шайбу руля. Соединяют поводок рулевой колонки с рулевой тягой и подгоняют по месту две оставшиеся стойки-трубки велосипедной рулевой колонки.

В трансмиссии велокарта используется педальный привод от детского велосипеда, три звездочки, одна свободного хода, и велосипедная цепь. Втулку с педалями можно отрезать от рамы старого детского велосипеда и приварить к стальной пластине 30x160x4 мм. В пластине просверливают два отверстия диаметром 6,2 мм (расстояние между центрами 96 мм), а потом распиливают каждое из них до паза длиной 25 мм. Пазы позволяют, если потребуется, быстро подтянуть или ослабить цепь. Собранный педальный привод крепится теми же болтами, что и стойка.

Вторая и третья звездочки должны плотно сидеть на валу. Поэтому к ним приклепываются металлические круги-накладки с отверстиями в центре. В накладках просверливаются отверстия, растачиваются под диаметр вала и крепятся фиксирующими винтами (винты М6x20). Вал — это стальной пруток диаметром 12 и длиной 220 мм. Рекомендуется выдержать примерно такое соотношение зубьев звездочек: звездочка педального привода — 30, вторая — 26, третья — 16, четвертая свободного хода — 14 (на рисунках звездочки обозначены римскими цифрами).

На несущей и соединительной балках устанавливают подшипники в стальные или дюралюминиевые корпуса размером 15x15x60 мм (внутренний диаметр подшипников 12 мм). Корпуса подшипников приваривают к пластинам 30x110x2 мм с прорезями размером 6,2x14 мм для регулировки цепи. К балкам они крепятся скобами и винтами Мб. После установки опор собирают весь педальный механизм. Предварительно подогнанные по длине цепи надевают на звездочки в последнюю очередь. Цепи закрывают кожухами, изготовленными из листовой стали. Бампер велокарта собирается из двух укосин и стального листа.

Эти детали приваривают к перекладине балки. Сиденья карта можно сделать из стали толщиной 0,8—1 мм или мягкого дюралюминия толщиной 1—1,5 мм. Снизу под сиденьями делают стальные распорки из обрезков труб. Закрепляют сиденья на несущей балке восемью уголками-кронштейнами, выгнутыми из полосы 20x4 мм. К каждой распорной балке приваривают по четыре кронштейна, а потом приклепывают их к сиденьям. После этого сиденья закрепляют на раме болтами М6x50 мм и распорными втулками. Такое крепление позволяет передвигать сиденья в зависимости от роста водителя. Общий вид и конструкция отдельных узлов велокарта показаны на рис. 57—60.

Назад | Содержание | Далее
 

 

 

2011. Давай изобретём веломобиль.