Давай изобретём веломобиль / Вернуться на главную

 


Советы в дорогу

Путешествуйте без происшествий

Ширятся ряды веломобилистов-самодельщиков, созданы первые кооперативы по изготовлению веломобилей, а промышленность готовится к их серийному выпуску. Возникает реальная возможность появления на дорогах нового вида транспортных средств. У человека, впервые познакомившегося с веломобилем, привлеченного его удобствами и простотой, сразу возникает вполне уместный вопрос: «А как к нему относится ГАИ?»

Немалый опыт поездок членов Московского клуба энтузиастов биотранспорта в разных регионах страны показал, что ГАИ встречает нас очень доброжелательно, оказывает всяческую помощь вплоть до ночной охраны веломобилей. В таком отношении, вероятно, сказывается и уважение к людям, разъезжающим на сделанных собственными руками машинах, и большая надежность, «автомобильность» устойчивого веломобиля по сравнению с двухколесным велосипедом.

Не случайно жюри конкурса «Безопасность движения — дело каждого», проводившегося Главным управлением Госавтоинспекции СССР и журналом «Изобретатель и рационализатор», присудило первую премию организаторам шяуляйского фестиваля «Веломобиль» за деятельную пропаганду транспорта на мускульной силе. Предполагается, что после апробации приведенных выше «Временных технических требований к веломобилям» они будут согласованы с ГАИ СССР и удовлетворяющие им веломобили будут допущены на дороги общего пользования на тех же условиях, как и самодельные автомобили.

По-видимому, назрела необходимость посмотреть, насколько отвечает появление веломобиля на дороге Правилам дорожного движения (ПДД). Напомним, что веломобиль определяют как колесное транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой находящихся на нем людей, которое имеет не менее трех колес, идущих не по одной колее, удобные сиденья с опорой на спину и кузов или защитный тент. Такое транспортное средство полностью соответствует данному в разделе 2 ПДД, введенных в действие с 1 января 1987 года, определению велосипеда как «транспортного средства, кроме инвалидных колясок, приводимого в движение мускульной силой людей, находящихся на нем».

Это совпадение определений позволяет сделать вывод о возможности распространения на веломобиль дополнительных требований к движению велосипедов, мопедов и гужевых повозок раздела 24 ПДД. По нашему мнению, главное из этих требований — движение по проезжей части только в один ряд на расстоянии не более 1 м от ее правого края (п. 24.5).
К управлению веломобилем, как и велосипедом, следует допускать подростков не моложе 14 лет (п. 24.1). На велосипеде запрещается перевозить пассажиров, за исключением ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном подножками (п. 24.7).

В веломобиле все участники движения имеют удобные сиденья, а их ноги находятся на педалях или жестких опорах. На двух- и многоместном веломобиле нет классических пассажиров. Если не считать малышей, здесь все участники движения прилагают мускульную силу для перемещения транспортного средства по дороге. Поэтому п. 24.7 ПДД применительно к веломобилю требует корректировки. Значит, в новой редакции ПДД не миновать введения специального термина «веломобиль».

Согласно п. 24.3 ПДД, велосипед должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал, а при движении по дорогам в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — приборы освещения и световозвращатели. Для веломобиля целесообразно добавить требование к исправности рулевого управления и установке габаритных фонарей или световозвращателей, что и сделано в ВТТ. Если в дополнение к фарам оснастить веломобиль мигающими указателями поворотов и красными стоп-сигналами, его приборы освещения и сигнализации не уступят автомобильным.

Чтобы предупредить увлечение самодеятельных конструкторов громоздкими машинами, собираемыми из отдельных модулей, или велобусами, габариты веломобилей следует ограничить 4—4,5 м по длине и 1,3—1,5 м по ширине.
Разумеется, водитель веломобиля должен иметь при себе документ, подтверждающий знание ПДД (п. 24.2). Вопросов не возникает, если у него есть водительские права. Во всех остальных случаях необходимо с участием ГАИ организовать изучение ПДД в клубах, объединяющих веломобилистов, велотуристов, конструкторов велотехники, в общеобразовательных школах и ПТУ с выдачей соответствующих удостоверений.

Отметим, что устойчивые и недорогие веломобили очень удобны для обучения школьников Правилам дорожного движения. Развитие велотуризма сейчас отстает от наиболее массовых видов туризма — пешеходного, водного, лыжного. Одна из причин этого — относительно высокие требования к физической подготовке велосипедиста. Правда, так считают преимущественно те, кто неуверенно чувствует себя в седле двухколесной машины. Поскольку устойчивый, с удобными креслами веломобиль эту неуверенность снимает и, кроме того, позволяет ездить в одном экипаже людям с разным уровнем физического развития, он заметно повысит интерес к отдыху и туризму на веломашинах.

В отличие от велосипеда, который не боится извилистых лесных тропинок и горных склонов, сегодняшний веломобиль предназначен преимущественно для дорог с асфальтовым покрытием. В последние годы сеть автодорог с усовершенствованными покрытиями, особенно дорог местного значения, быстро растет. Перед туристами в веломобилях раскрываются необъятные просторы нашей Родины, многочисленные памятники истории и культуры, достопримечательности природы. Но поскольку веломобилист все свое «рабочее» время проводит на дороге рядом с автотранспортом, твердое знание и безусловное выполнение ПДД для него обязательно. Без знания ПДД веломобилистам просто нельзя отправляться в путь.

Основные источники возникновения аварийной обстановки и несчастных случаев в дороге — состояние дорожного покрытия, техническое состояние велосипеда и веломобиля, неправильные действия за рулем, автомобили и прочие транспортные средства. Как показали исследования ученых из Вильнюсского инженерно-строительного института, на дорогах Литвы, где велотранспорт достаточно популярен, дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с велосипедистами составляют 6% от их общего количества. Больше 20% из них завершается смертельным исходом.

Около 70% таких ДТП возникают в результате нарушения Правил дорожного движения самими велосипедистами. Наиболее характерными нарушениями правил являются неожиданный для водителя поворот налево и несоблюдение очередности проезда. Большинство наездов на велосипедистов за городом приходится на темное время суток. 50% несчастных случаев с велосипедистами регистрируется на загородных автомагистралях с интенсивным движением автотранспорта, 35% — в пределах городской черты.

Для веломобилистов подобной горькой статистики пока нет. Но обе разновидности велотранспорта имеют так много общего, что нам грешно будет не воспользоваться рекомендациями для движения по автомобильным дорогам, выработанными многоопытными велотуристами.
К наездам автомобилей чаще всего приводят следующие действия велосипедистов: неожиданное маневрирование, выезд на полосу встречного движения, левый поворот или разворот, неправильные действия в зоне автобусных остановок, ограниченный обзор в туман или дождь, езда в темное время суток.

Дорога таит в себе больше всего опасностей на крутом спуске, особенно если покрытие изобилует трещинами и выбоинами. Превышение скорости на таких спусках часто приводит к тяжелым травмам. Особенно осторожным надо быть в конце спуска местной дороги в ложбину, к мосту через реку или ручей. Здесь нередко встречаются выбоины на асфальте и «ступени» на примыкании к мосту. В таких случаях тормозить нужно, не дожидаясь конца спуска. Лучше потерять скорость, чем Управление веломобилем.

В самых благоприятных условиях не следует разгонять веломобиль на спуске до скорости больше 40—50 км/ч. При плохой видимости, частых поворотах трассы и на влажном покрытии скорость спуска не должна превышать 30 км/ч.
Перевернуться можно и на как будто совсем безопасном горизонтальном и прямолинейном участке дороги с отличным покрытием, если из-за ослабления вашего внимания колеса веломобиля вдруг соскальзывают с асфальта на обочину. Интервал между отдельными веломобилями в группе обычно составляет 5—6 м, а на мокрой и скользкой дороге — 20—30 м. Но на крутых спусках с поворотами и в сложных погодных условиях его увеличивают до 50 м.

Не допускается езда «на колесе» друг у друга, когда интервал между веломобилями не превышает 1 м. Неопытный веломобилист, задев машину впереди идущего, может не справиться с управлением. После такого столкновения его нередко выносит на середину проезжей части, где он рискует попасть под колеса автомобиля. Чем меньше веломобилист мешает автотранспорту, тем в большей степени гарантирована его собственная безопасность.

Наиболее частые причины наезда веломобилистов друг на друга — неожиданное для других маневрирование, резкое торможение, отвлечение внимания. Дорога требует строгого соблюдения дисциплины, заранее установленного порядка движения.
Все веломобили должны следовать по дороге в один ряд как можно ближе к обочине, не обгоняя группу и не отставая от нее. Впереди обычно едет руководитель группы, а непосредственно за ним — наиболее слабые участники похода. Замыкает группу один из самых опытных велотуристов. На маршруте возможно произвести перестановки с учетом тренированности участников и технического состояния веломобилей.

Обгон колонной веломобилей медленно движущихся транспортных средств и объезд автомашин, стоящих на дороге, — один из самых опасных, сложных и ответственных маневров. Его выполняют только по сигналу руководителя группы, который должны дублировать все участники.
Темп движения группы назначают в зависимости от рельефа местности, метеоусловий, состояния участников движения и техники. Неоправданно высокая скорость движения приводит к быстрой утомляемости велотуристов, а это, в свою очередь, вызывает потерю внимания и повышает вероятность травм.

При движении на маршруте рекомендуется придерживаться принципа равномерных усилий, а не равных скоростей, то есть максимально разгонять веломобиль на спуске в указанных выше разумных пределах и не прилагать чрезмерных усилий на подъеме, стараясь въехать на него во что бы то ни стало. Езда в форсированном режиме, особенно на подъемах, быстро изматывает велотуристов. Для экономии сил почаще пользуйтесь переключателем передач. Но перед коротким подъемом можно прибавить скорость и «взлететь» на него на одной передаче.

Безопасность движения веломобилей резко снижается в темное время суток. Ослепляет свет фар встречных автомобилей. Обочины и кюветы сливаются с кромкой покрытия. Водители автомашин слишком поздно различают непривычные пока для многих силуэты веломобилей. Поэтому старайтесь заканчивать дневной маршрут до наступления темноты. А если не получилось — двигайтесь компактной группой на малой скорости, не допуская ухода веломашин в сторону.

Назад | Содержание | Далее
 

 

 

2011. Давай изобретём веломобиль.