Давай изобретём веломобиль / Вернуться на главную

 


Изобретение веломобиля продолжается

Система управления и тормоза

Веломобиль управляется значительно проще, чем велосипед, так как при его движении даже на низких скоростях не затрачивается энергия на поддержание равновесия. Управлять веломобилем массой 20—50 кг намного легче, чем малолитражным легковым автомобилем, масса которого несколько центнеров. Но несмотря на простоту и легкость управления веломобилем, нельзя пренебрежительно относиться к конструкции и исполнению рулевого управления. От эффективности и надежности системы управления в значительной степени зависит безопасность веломобилистов.

Рулевой вал, тяга, кронштейны и другие элементы системы управления должны быть достаточно жесткими. Недопустим большой свободный ход элементов системы. Руль может быть выполнен в виде автомобильной баранки или просто снят со старого велосипеда. Очень эффективен руль типа «аватар», располагающийся под ногами веломобилиста. При пользовании им руки свободно опущены вдоль туловища. Упор руками в прочные Ручки такого руля во время работы ногами повышает эффективность педалирования.

Руль «аватар» обычно хорошо вписывается в схему веломобиля, не увеличивая его габаритов. Конструктивно проще выполнить руль в виде одного Рычага. Но при движении такой рычаг упора для рук не создает. На поворотах рукоятка рычага должна наклоняться вправо-влево и ни в коем случае не вперед-назад. Вполне допустим тросовый привод системы управления, отличающийся наибольшей простотой изготовления. Натяжение тросов нужно периодически регулировать для устранения люфта.

Простейший тросовый привод мы применили на веломобилях «Божья коровка» и «Шайтаншах». Он хорошо зарекомендовал себя даже на затяжных спусках горных дорог. Система управления должна обеспечивать высокую маневренность веломобиля. Конструкторы делают управляемыми передние или задние колеса. Управление передними колесами привычно для водителей всех транспортных средств. На веломобиле оно отличается повышенной легкостью, так как его база значительно короче, чем автомобиля, а нагрузка на передние колеса часто меньше, чем на задние.

Система управления задними колесами упрощает кинематику веломобиля. Управление при этом весьма своеобразно, так как при необходимости повернуть, например, вправо рычаг или руль нужно тянуть влево, и наоборот. Специалисты считают, что управление задними колесами увеличивает маневренность, но на высоких скоростях движения и на спусках снижает безопасность экипажа.
Необычайно высокой маневренностью отличался веломобиль инженера Игоря Грицаева из подмосковного города Климовска с двумя боковыми управляемыми колесами.

Для передачи усилия от рулевого вала к поворотному рычагу конструктор остроумно использовал шестеренную передачу ручной дрели. Благодаря необычному расположению колес трехколесный экипаж стал двухколейным. Изюминкой веломобиля была также трех-скоростная шестеренчатая коробка передач от старинного велосипеда. Этот забавный автомобиль заслуженно стал лауреатом конкурса самодельных веломашин «Шяуляй-86».

Сегодняшний веломобиль, по сравнению с велосипедом,
— более тяжелая и скоростная (хотя бы на спусках) машина и поэтому нуждается в эффективных тормозах. Даже для легких одноместных веломобилей с одним ведущим колесом может оказаться недостаточным использование втулки с велосипедным тормозом барабанного типа. Если при разгоне такого веломобиля на спуске вдруг соскочит цепь, экипаж окажется в очень опасном положении.

Поэтому на ведущем колесе рекомендуется установить один или даже два тормоза клещевого типа, как на туристских и спортивных велосипедах. Один из тормозов нужно снабдить фиксатором, как стояночный тормоз автомобиля. На задних колесах двухместного веломобиля «Шайтаншах» мы установили два клещевых тормоза. Тяговые тросики тормозов подвели к общей рукоятке, размещенной между сиденьями водителя и пассажира. Нажатие ручки одновременно тормозит оба колеса, что позволяет избежать заносов.

На дорогах Подмосковья мы не знали с торможением никаких забот. Сюрпризы ожидали нас на горной дороге в Казахстане. Двух тормозов оказалось недостаточно, чтобы остановить тяжелый экипаж (40 кг — собственная масса, 135 — масса двух ездоков и 50 кг груза) на затяжном многокилометровом спуске. Тормоза не держали веломобиль на дороге, а лишь замедляли его ход. После нескольких таких спусков пришлось заменить стершиеся тормозные колодки.

Какой может быть выход? Установить по два тормоза на каждое из задних колес или дополнительные тормоза на передние колеса, хотя это и усложнит конструкцию веломобиля. На некоторых очень тяжелых многоместных машинах конструкторы ставят дисковые тормоза, предназначенные для мопедов и мотоциклов. Эти тормоза, в свою очередь, утяжеляют веломобиль, но безопасность — прежде всего.

О легких дисковых или других надежных тормозах специально для веломобилей конструкторы пока только мечтают. Правда, Александру Лавренко в студенческом конструкторском бюро Московского автодорожного института удалось изготовить для своего веломобиля малогабаритные гидравлические тормоза.

Назад | Содержание | Далее
 

 

 

2011. Давай изобретём веломобиль.