Давай изобретём веломобиль / Вернуться на главную

 


Биотранспорт для всех и каждого

Спортивные веломобили

Различают рекордные и соревновательные спортивные веломобили. Первые строят с целью достижения максимальных скоростей за счет совершенствования привода и всей конструкции веломобиля, использования очень легких конструкционных материалов, которые применяют в авиационной и космической технике, за счет изготовления каплевидных, закрытых со всех сторон кузовов с минимальным аэродинамическим сопротивлением.

Веломобилисты в таких машинах часто находятся в не удобной, почти горизонтальной позе, которую нельзя вы держать в течение сколько-нибудь длительного времени. Постройке рекордного веломобиля предшествуют сложные инженерные расчеты, иногда даже теоретические и экспериментальные исследования с использованием аэродинамических труб, комплекса научных приборов и оборудования.

Само же изготовление рекордсмена требует уникальной технологической оснастки, высокой квалификации работающих и стоит очень дорого. Так, европейская модификация рекордного веломобиля «Вектор» обошлась в 10 тысяч долларов. Постройка и испытание рекордных веломобилей выявляет потенциальные возможности, создает основы для разработки серийных моделей спортивных и гоночных веломашин.

Для проведения массовых соревнований гораздо перспективнее спортивные веломобили простейших конструкций типа велокартов и велобагги. На этих неприхотливых машинах можно устраивать гонки по асфальту и по пересеченной местности с извилистыми трассами и крутыми уклонами. Для соревнований не нужно строить картодромы: можно использовать пришкольные стадионы, парки, городские улицы и площади, временно закрываемые для автотранспорта.

От своих моторизованных аналогов велокарты и велобагги отличаются безвредностью, бесшумностью и безопасностью. Езда на таких машинах не только укрепляет здоровье, но и совершенствует навыки вождения, позволяет обучать Правилам дорожного движения детей даже детсадовского возраста. В отличие от рекордных веломобилей велокарты и велобагги совсем не имеют кузовов.

Возможно и множество промежуточных решений кузовов спортивных веломобилей, например с жестким обтекателем и мягким закрытым или полузакрытым кузовом оптимальной аэродинамической формы, который натягивают на каркас из легких трубок. Спортивные соревнования на коротких, длинных и сверхдлинных дистанциях можно проводить на веломобилях всех типов.

На коротких участках длиной 100—200 м, преодолеваемых с ходу после предварительного разгона, обычно определяют максимальные скоростные возможности веломашин. Соревнования на стайерских дистанциях, веломарафоны позволяют оценить ходовые качества веломобилей, их надежность, а также физическую подготовку и выносливость веломобилистов.

Соревнования веломобилей всех классов на дистанциях 5—10 км проводят на конкурсах самодельных веломашин в Шяуляе, на массовых мероприятиях Московского клуба энтузиастов биотранспорта (КЭБа) и вильнюсского клуба «Биотранспорт». 9 мая 1987 года веломобили впервые участвовали в традиционной велогонке по Садовому кольцу столицы.

Победителем на дистанции 5 км со временем 8 мин 31 с стал заместитель председателя КЭБа сорокалетний инженер Владимир Каменщиков на веломобиле «Этюд», сконструированном Виктором Ивановичем Никитиным. Я пришел к финишу пятым на одноместном «Бионике», но утешал себя тем, что оказался старейшим по возрасту участником соревнований.

Готовясь к проводимому КЭБом первому московскому велофестивалю «Золотое кольцо-87» в августе 1987 года, В. И. Никитин заменил в своем «Этюде» малогабаритные колеса от складного велосипеда на спортивные большого диаметра. Это позволило мастеру спорта Юрию Яишникову на дистанции 100 м с ходу развить на нем скорость 46,4 км/ч. Бескузовный «Этюд» был первым также в кольцевой гонке на трассе длиной 25 км и признан лучшей машиной фестиваля.

В мае 1988 года Ю. Яишников на вновь модернизированном «Этюде» был первым среди веломобилистов в велогонке по Садовому кольцу. В мае этого же года девять веломобилей впервые стартовали в тартусском веломарафоне на дистанции 100 км. На этот раз победителем оказался спортивный веломобиль открытого типа инженера-конструктора Владимира Осипенко из города Коммунарска Ворошиловградской области. Ю. Яишников на «Этюде» пришел к финишу вторым.

В феврале 1987 года на заснеженных дорожках Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького мы впервые провели «Зимнюю гонку КЭБа». Участникам соревнований из девяти городов страны приходилось преодолевать крутые повороты сложной 10-километровой трассы, пересекать ледовые дорожки катка и снежные сугробы. В гонке одновременно участвовало 35 веломобилей всех типов.

Победил Сергей Ковеза — капитан команды Киевского клуба самодеятельных конструкторов велотехники на одноместной машине с тремя колесами большого диаметра. В «Зимней гонке» 1988 года (эти соревнования тоже становятся традиционными) первым был веломобиль В. Осипенко. 26 мая 1989 года недавно открывшийся Вильнюсский экоцентр провел первый Всесоюзный веломобильный супермарафон Вильнюс — Шяуляй.

Его победителем стал мастер Краснодарского кислородного завода Сергей Дашевский, преодолевший на трехколеске собственной конструкции 215 км за 6 ч 21 мин. Средняя скорость победителя на дистанции составляла 32,8 км/ч, а на отдельных участках превышала 40 км/ч. Еще два участника — студент Вильнюсского техникума электроники шестнадцатилетний Марюс Маскалюнас и Игорь Баронас — на одноместных веломобилях пришли к финишу супермарафона почти одновременно через 7 ч 30 мин после старта.

В начале июня этого же года члены Московского клуба энтузиастов биотранспорта впервые участвовали в организованных польским журналом «Млоде Техник» международных соревнованиях в городе Сирадз и достойно конкурировали с опытными веломобилистами из ФРГ, Англии, Голландии и других европейских стран. А когда закончились соревнования, советские веломобилисты за два дня прошли свыше 200 км от Сирадза до Варшавы.

К спортивным примыкают веломобили-тренажеры. Многие из них отнюдь не отличаются высокими скоростными качествами. Некоторые имеют комбинированный — ручной и ножной — привод. Очень эффективен привод с движениями, аналогичными академической гребле, когда в работе участвует все тело: мышцы ног, рук, спины и брюшного пресса.

Назад | Содержание | Далее
 

 

 

2011. Давай изобретём веломобиль.