Давай изобретём веломобиль / Вернуться на главную

 


Десять конструкций веломобилей

Туристкий веломобиль «Твиль»

На этой простой, удобной и красивой машине ее конструкторы А. Номейка, Р. Вайткунас и Э. Вилькялис совершили одно из первых туристических путешествий из Вильнюса в Шяуляй, за неполные два дня преодолев 240 км. На велофестивале «Шяуляй-84» веломобиль был отмечен призом журнала «Изобретатель и рационализатор».

Увеличить...

Техническая характеристика
 


Длина, мм
 

1730


Ширина, мм
 

930


Высота с тентом, мм
 

1150


Масса, кг
 

25


Число мест
 

1


Число передач
 

2


Скорость, км/ч
 

до 30

Осевая рама веломобиля изготовлена из дюралевой трубы с толщиной стенки 3 мм, длиной 1200 м и диаметром 36 мм. Из такой же трубы сделаны передний и задний мосты. Для руля, сидений, каркаса тента использованы трубы от старой раскладушки. Сиденье с регулируемым наклоном спинки может перемещаться вдоль продольной трубы. Все колеса от складного велосипеда «Десна» диаметром 485 мм. Питание двух велосипедных фар от генератора, прикрепленного к стойке переднего колеса.

Съемный тент скроен из водонепроницаемой ткани со смотровым окном из прозрачной пленки размером 500x1000 мм. Детально устройство «Твиля» показано на рисунках. Одно из главных достоинств «Твиля» — простота изготовления, доступность использованных материалов. Авторы считают, что ведущие колеса лучше взять большого диаметра, например, от велосипеда «Турист». Если ведущими сделать передние колеса, можно будет уменьшить длину цени и отказаться от промежуточных звездочек. Это позволит улучшить энергетические характеристики веломобиля, но несколько усложнит конструкцию.

Скоростные и другие эксплуатационные характеристики «Твиля» вполне достаточны для многодневного туризма. «Сделайте веломобиль — не пожалеете, — говорят его конструкторы.
— Автомобиль, если он у вас есть, после этого можно с легким сердцем продать, как был продан «Запорожец», сопровождавший нас в первом пробеге Вильнюс—Шяуляй». Вот как комментирует конструкцию веломобиля кандидат технических наук Витаутас Довиденас: «Твиль» — удобная, устойчивая, довольно легкая и красивая машина. Слабое место этого веломобиля — недостаточно совершенная энергетическая сторона.

Малые, хотя и прочные, колеса с внешним диаметром 485 мм имеют трение в 2—2,5 раза больше, чем колеса туристского велосипеда. Есть смысл применить колеса двух диаметров: более нагруженные диаметром 690 мм колеса с усиленными спицами от «Туриста»; ненагруженные колеса для более компактной компоновки могут быть меньше. Длинная трансмиссия, да еще с промежуточными звездочками: все это очевидные энергетические потери. Наиболее экономичен привод на передние колеса, но при управляемых ведущих колесах необходима его особая конструкция.

Тем не менее «Твиль» в целом удался. Его скоростные и другие эксплуатационные характеристики вполне достаточны для многодневного туризма, где важно постоянное общение с природой, а не бездумная утомляющая гонка. А построить такой или аналогичный экипаж способен каждый мало-мальски мастеровой человек. И в этом одно из основных достоинств «Твиля».

Назад | Содержание | Далее
 

 

 

2011. Давай изобретём веломобиль.