Давай изобретём веломобиль / Вернуться на главную

 


Десять конструкций веломобилей

В этой главе приведены описания и схемы десяти конструкций одно- и двухместных веломобилей различного назначения: для повседневных поездок, спортивных состязаний, активного отдыха в выходные дни и многодневных туристских походов. Здесь представлены преимущественно веломобили, отличающиеся простотой изготовления и хорошо зарекомендовавшие себя в сложных условиях длительной эксплуатации.

Авторами большинства конструкций являются члены Московского и Вильнюсского клуба энтузиастов, биотранспорта, участники многих соревнований и ралли, преодолевшие на своих веломобилях сотни километров нелегких дорог. Обращаем внимание читателя на то, что ни одна из приведенных здесь конструкций не отвечает полностью требованиям представленных выше «Временных технических требований к веломобилям».

Это объясняется тем, что ВТТ были разработаны совсем недавно, а их текст до настоящего времени достаточно широко не публиковался. Кроме того, многие самодеятельные конструкторы не хотят ограничивать свою творческую фантазию рамками ВТТ. В большинстве случаев несоответствие приведенных конструкций веломобилей требованиям ВТТ носит второстепенный характер и может быть учтено при самостоятельной доработке.

Указанные в технических характеристиках веломобилей средние и максимальные скорости представляют собой приблизительные субъективные величины. Действительная скорость веломобиля существенно зависит от физической подготовки и мастерства водителя.

Веломобиль «Брянск»

Предназначен для повседневных поездок, активного отдыха и туризма людей разного возраста с различным уровнем физической подготовки. Сконструирован инженером Владимиром Семеновичем Белоенко из Брянска. Отмечен призом на велофестивале в Шяуляе и бронзовой медалью ВДНХ СССР на выставке научно-технического творчества молодежи в 1987 году.

Конструкция веломобиля признана изобретением (авторское свидетельство № 1382733). Одна из главных особенностей веломобиля— возможность быстрого складывания для перевозки другими транспортными средствами, переноски и хранения. Площадь, занимаемая веломобилем в сложенном виде, почти в четыре раза меньше, чем в рабочем.

Увеличить...

Техническая характеристика
 


Масса, кг
 

26


Максимальная нагрузка, кг
 

120


Число передач
 

4


Максимальная скорость, км/ч
 

до 42


Время перевода из сложенного в рабочее положение и обратно, мин
 

0,5—1


Габаритные размеры, мм:
 

 

 


в рабочем состоянии
 
в сложенном состоянии
длина 1600 850
ширина 900 450
высота
 
1000
 
1600
 


Занимаемая площадь, м2
 

1,44 0,38

Общая компоновка веломобиля «Брянск» в рабочем положении показана на рис. 30 (вид сбоку и сверху), а в сложенном виде — на рис. 31 (вид сбоку и сзади). Веломобиль имеет трубчатую раму 1 с закрепленным на ней полукреслом 2 с регулируемым наклоном спинки. Рулевая колонка 3 с рычагом управления 4 — складывающаяся, с фрикционной фиксацией ее положения.

Это обеспечивает удобство посадки водителя, травмобезопасность и уменьшает габаритные размеры веломобиля в сложенном положении. Рама закреплена на трех малогабаритных колесах от велосипеда «Десна». Заднее колесо 5 является ведущим и имеет тормозную втулку типа «торпедо». Конструктор считает, что выбранная компоновочная схема с равномерным распределением нагрузки на каждое из трех колес повышает устойчивость веломобиля на всех режимах движения.

Увеличить...

Педальный узел 6 установлен на телескопическом выдвижном конце рамы 1, снабженном распорным конусом с болтом. Благодаря этому устройству на «Брянске» со всеми удобствами располагается водитель ростом от 150 до 190 см. Для подгонки веломобиля по росту водителя выдвигают телескопический конец 7 рамы 1 и фиксируют его на требуемой длине распорным конусом с болтом с соответствующим наращиванием или укорачиванием велосипедной цепи.

Трансмиссия позволяет осуществлять движение на любой из имеющихся четырех передач в зависимости от рельефа местности и физической подготовки водителя. Требуемая передача устанавливается подбором стандартных звездочек с разным количеством зубьев. Две из них находятся на промежуточном валу и одна на ведущем колесе 5.

Передние колеса 10 веломобиля соединены между собой поперечной балкой 11, через фланец 12 которой проходит рулевая колонка 3. Конец рулевой колонки соединен с рулевой сошкой 13. Параллельно поперечной балке 11 установлена тяга 14, к которой шарнирно прикреплены правая и левая боковые сошки 15. Поперечная балка И, тяга 14 и сошки 13, 15 образуют шарнирную рулевую трапецию автомобильного типа. К распорной вилке заднего колеса 8 приварены кронштейны 9 со стаканами для крепления быстросъемных передних колес в сложенном положении.

В сложенном положении все колеса веломобиля находятся в одной плоскости, а поперечная балка разворачивается на 90° и располагается параллельно раме. Веломобиль устанавливается вертикально, опираясь только на колеса, что создает дополнительные удобства при перевозке в общественном транспорте, подъеме в лифте, хранении в тесной квартире.

На веломобиле предусмотрены ручки для удобства переноски и конструктивные элементы, позволяющие крепить щитки передних колес, зеркала заднего вида, мигающие указатели поворота типа «Велоэлектроника», объемный багажник, каркасно-тканевый тент или аэродинамический обтекатель. Хотя «Брянск» выполнен в основном из подручных материалов, он имеет вполне законченный заводской вид. При желании его массу можно уменьшить на 5—7 кг.

Назад | Содержание | Далее
 

 

 

2011. Давай изобретём веломобиль.