Давай изобретём веломобиль / Вернуться на главную

 


Советы в дорогу

Веломобилисты в пути

Привлекательность веломобиля состоит в том, что он предоставляет широкие возможности проведения путешествий как многоопытным, хорошо тренированным велотуристам, так и новичкам, подросткам, семьям с детьми разного возраста. Встречаются самозабвенно увлеченные конструкторы, которым и километра не удалось проехать в собственном экипаже — не разрешают врачи. Как это ни обидно, им остается лишь любоваться тем, как это делают другие.

По-настоящему получить удовлетворение от своего веломобиля может только здоровый или хотя бы относительно здоровый человек. Волей-неволей начинающий веломобилист, планируя будущие маршруты, начинает задумываться о состоянии своего здоровья. Важнейший показатель здоровья — пульс. По пульсу в положении сидя можно приблизительно оценить состояние своего сердца. Если у мужчины он реже 55 — отлично, реже 65 — хорошо, 65—75 — посредственно, выше — плохо. У женщин и юношей пульс примерно на 5 ударов чаще.

Академик Н. М. Амосов рекомендует определять работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем по одышке при подъеме на лестницу. Нужно небыстрым темпом подняться на четвертый этаж и сосчитать свой пульс. Если он ускорился на 10% — отлично, на 30 — хорошо, на 50 — посредственно, выше 50 — плохо. Тем, у кого плохо, любые занятия физкультурой нужно проводить, посоветовавшись с врачом.

Вообще же врачебный осмотр, снятие ЭКГ обязательны только людям с нарушениями сердечной деятельности. Всем остальным можно заниматься физкультурой без контроля врача, но обязательно соблюдать постепенность в наращивании нагрузок, подсчитывать пульс, внимательно прислушиваться к своему организму и обращаться к врачу при появлении неприятных ощущений.

Физические упражнения такой интенсивности, когда необходимая энергия образуется преимущественно за счет биохимических реакций с участием кислорода, то есть в аэробном режиме, практически исключают опасность нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы. Рекомендуется, чтобы пульс при этом не превышал значений, приводимых ниже.

Предельная частота ударов пульса при занятиях физическими упражнениями (по Н. М. Амосову)
 

Возраст, лет Число ударов/мин
до 30 165
30—39 160
40-49 150
50—59 130

Один из основных приемов самоконтроля здоровья — регулярное взвешивание. Наш вес является самой простой и обобщенной характеристикой правильного питания. Рекомендуется определять нормальный вес по простейшей формуле: вес = рост — 100. Для людей с плохо развитой мускулатурой лучше вес = рост — 105. Если вес превышает нормальный более чем на 10%, необходимо, не откладывая, принимать контрмеры.

Степень физической подготовленности велосипедиста-любителя Кеннет Купер рекомендует оценивать по показателям приводимой ниже таблицы. Очевидно, ею могут воспользоваться и веломобилисты. При проведении летних походов организованные группы наименее подготовленных велотуристов следуют налегке в сопровождении автомашины от турбазы к турбазе или приюту, ночуют в закрытых помещениях, спят в теплых кроватях, завтракают и ужинают тоже на турбазах, а обедают в промежуточных населенных пунктах в придорожных столовых или кафе.

Такие маршруты можно прокладывать в местностях с густой сетью турбаз, либо там, где можно арендовать на лето школы, интернаты, договориться с местными гостиницами или домами приезжих. Хорошо тренированные туристы ведут себя более независимо: еду готовят на костре или примусе, а ночуют в палатках. Во время наших с сыном путешествий на озеро Иссык-Куль и в Прибалтику мы ночевали где придется: в палатке, туристском кемпинге, в номере гостиницы или на сеновале. Еду готовили сами только на ночлегах в полевых условиях да иногда на больших дневных привалах.

На маршруте предпочтительно организовать трехразовое горячее питание, но возможно и двухразовое, когда делают плотными завтрак и ужин, а обеденный «перекус» легким, желательно с горячим чаем. Пить до полного утоления жажды на маршруте рекомендуется только во время завтрака, обеда и ужина. На небольших привалах следует обходиться несколькими глотками воды. В дороге в случае жажды полезно пососать кислые леденцы, сухой чернослив. Одежда не должна стеснять движений веломобилиста.

В жаркую погоду можно ограничиться шортами и футболкой, но не забыть легкую шапочку с козырьком. Для прохладной ветреной погоды нужно иметь в запасе достаточно ветростойкую штормовку или ветровку с капюшоном. В холодную погоду понадобятся легкие перчатки, а на вечер и ночь — теплый свитер или лыжная куртка. Кроссовки или специальные велотуфли должны иметь жесткую подошву. Если ваш веломобиль открытого типа, то есть не оборудован защитным тентом, обязательно возьмите с собой полиэтиленовую накидку от дождя.

Увеличить...

Перед большим отпускным путешествием нужно провести несколько тренировочных походов. Маршруты первых поездок имеют протяженность от 30 до 50 км. Затем туристы отправляются в однодневный поход, преодолевая расстояние 50—100 км. Перед самым отпуском нужно как следует проверить подготовленность участников в двухдневном походе с ночлегом в палатках.

В тренировочных маршрутах туристы привыкают к правильной и удобной посадке, совершенствуют технику педалирования и торможения при езде по равнинной местности, на подъемах, поворотах и спусках. Постепенно они овладевают тактикой движения на маршруте. Темп движения должен плавно нарастать, достигать максимума через 1,5—2 ч после начала похода и несколько понижаться к обеду, поскольку к этому времени запасы энергии начинают истощаться. Средняя скорость движения группы веломобилей обычно составляет 15—20 км/ч.

Через каждые 40—60 мин движения делают короткие остановки на 10—15 мин. Большие разрывы между веломобилями в группе чаще всего говорят о том, что выбранный темп не всем под силу. На время обеда устраивают большой привал продолжительностью 2—3 ч. Две трети дневного перехода желательно преодолеть в первой половине дня. Рабочий день заканчивают за 1— 2 ч до захода солнца.

После трех-четырех походных дней рекомендуется останавливаться на дневку для отдыха, купания, экскурсий по достопримечательным местам, профилактического ремонта техники. Некоторые велотуристы, чтобы не расслабляться, не терять походный настрой, предпочитают устраивать полудневки, например ехать до обеда, а потом отдыхать. Покидая бивак, туристы должны позаботиться о том, чтобы место ночлега или привала приобрело свой первоначальный вид.

Весь мусор должен быть сожжен, а костер потушен. Консервные банки нужно расплющить и зарыть в землю вместе с другим несгораемым мусором. В жаркое время на привале веломобили хранят в тени. На ночь их составляют вместе, соединив пропущенным между рамами тросом или цепью с замком. Сверху их накрывают полиэтиленовой пленкой, которую закрепляют по углам бельевыми прищепками. Практически все веломобили имеют велосипедные колеса, тормоза, цепи и педали. Опыт велотуристов показал, что эти узлы наиболее уязвимы в дороге.

Их подготовке к походу, профилактическому осмотру уделяют самое серьезное внимание. И, конечно, при необходимости нужно уметь разобрать их, отремонтировать и собрать вновь, заклеить проколотую камеру, выправить «восьмерку» на колесе, устранить люфт шатунов и педалей, заменить спицы и изношенные тормозные колодки, подтянуть цепь, отрегулировать затяжку кареток и втулок. Конструкторы самодельных веломобилей обычно знают свои машины досконально. А начинающие веломобилисты могут воспользоваться богатым опытом велотуристов.

Предпоходная подготовка веломобиля включает:
1. Регулировку положения кресел и руля в зависимости от роста веломобилистов.
2. Переборку втулок колес и кареток с устранением люфтов, биения шатунов на валах со смазкой соответствующих деталей.
3. Чистку и смазку или замену сильно изношенной цепи.
4. Устранение «восьмерок» и эллипсности колес.
5. Определение правильности установки педалей, их регулировка и смазка трущихся деталей.
6. Проверка работы и регулировка тормозов.

Перед каждым походом, даже однодневным, нужно проверить надежность работы тормозов, затяжку осевых гаек колес, гаек клиньев, центровку колес и равномерность натяжения спиц, крепление руля, световозвращателей, проверить, не слишком ли зажаты конусами шарикоподшипники колесных втулок или, наоборот, нет ли боковой качки колес, подкачать шины. Только после проверки и устранения неисправностей можно отправляться в дорогу. Веломобиль, за которым заботливо ухаживают, не подводит в пути.

В походе его нужно ежедневно осматривать, смазывать, если дней попали под дождь, сразу же находить причины неполадок и устранять их, не допускать поскрипывания, дребезжания. Дребезжать чаще всего начинают грязевые щитки из-за ослабления их крепления или потери гаек. Самые уязвимые места веломобиля — это ходовая часть (колеса) и узлы переключения передач (блоки трещоток втулок ведущих колес и собственно переключатели). Их да еще тормоза надо осматривать не только ежедневно, но и дополнительно перед преодолением сложных участков.

В педалировании различают четыре фазы: нажим, проводка, подтягивание и проталкивание педалей. Самая производительная и продолжительная фаза — нажим на педаль. При нажиме, например, правой ногой, левая помогает ей, подтягивая педаль, если есть туклипсы. Туклипсы удерживают ноги на педалях, когда веломобиль неожиданно попадает в выбоины. Они помогают везде, где нужны дополнительные усилия педалирования, а также при необходимости быстро разогнаться.

На велосипеде требуется навык, чтобы быстро, не глядя на педаль, вставить ноги в туклипсы и еще быстрее выдернуть их при потере равновесия. На устойчивом веломобиле ногу можно вставлять в туклипсы, не торопясь и помогая себе руками. Однако некоторые веломобилисты туклипсам предпочитают закрепляемые на педалях кожаные ремешки от мягких лыжных креплений. Всегда нужно стремиться к тому, чтобы круговое движение педалей было легким и плавным.

В любом веломобильном походе необходима велоаптечка с комплектом заплат для ремонта камер и покрышек, резиновым клеем, крупнозернистой наждачной Шкуркой и ниппельной резиной. Нельзя забывать и медицинскую аптечку с набором средств для оказания первой помощи пострадавшему. Походный ремонтный набор должен включить материалы и инструменты, позволяющие устранить на маршруте любую неисправность.

Для присвоения спортивных разрядов, званий кандидатов в мастера и мастеров спорта разработаны требования к пешеходным, водным, автомобильным и другим туристским маршрутам пяти категорий сложности. На основе опыта путешествий Московского клуба энтузиастов биотранспорта и рекомендаций велотуристов мы предлагаем следующим образом классифицировать веломобильные маршруты по категориям сложности:

Характеристика туристских веломобильных маршрутов по категориям сложности
 


Характеристика маршрута
 
Категория сложности
I II III IV V


Продолжительность в днях, не менее
 

6 8 10 13 16


Число ночлегов в полевых условиях, не менее
 

4 6 8 10 13


Минимальная численность группы, человек
 

4 4 4 6 6


Протяженность маршрута, км, не менее
 

400 600 800 1100 1500

Назад | Содержание | Далее
 

 

 

2011. Давай изобретём веломобиль.