Давай изобретём веломобиль / Вернуться на главную

 


Как становятся веломобилистами

Выбираю веломобиль

Казалось, что чем дальше продвинется человечество по пути научного и технического прогресса, тем здоровее станет наш образ жизни. Увы! Новые научные открытия и их использование в промышленности и повседневном нашем быту сопровождаются угрожающим загрязнением воздуха, гибелью тысяч и травмами миллионов людей под колесами автомашин, отравлением лекарствами и новыми, не виданными доселе болезнями. Справится ли человечество с «болезнями цивилизации»?

В наше время медики признали, что упования на сохранение здоровья посредством медицины — глубокое и далеко не безобидное заблуждение. «Самый важный фактор для здоровья человека, — считает заведующий кафедрой лечебной физкультуры Киевского медицинского института доктор медицинских наук Г. Л. Апанасенко, — его образ жизни, от него зависит 60% нашего здоровья. Следующий фактор — окружающая среда, ее состояние (20%). На медицину приходится всего 8%».

Рекомендации, позволяющие защитить человека от болезней и на долгие годы сохранить здоровье, работоспособность и творческую активность, в наиболее общем виде сформулировал академик Н. М. Амосов: физические нагрузки, разумные ограничения в питании, закаливание, отказ от вредных привычек, умение отдыхать. К сожалению, по разным причинам внедрение этих рекомендаций идет медленно, что снижает их экономическую и социальную эффективность.

К основным видам физической нагрузки, которые рекомендует концепция здорового образа жизни, относят оздоровительный бег, плавание, лыжи и наш старый знакомый велосипед. Создатель аэробики Кеннет Купер считает, что мужчинам для сохранения надежного здоровья достаточно четыре раза в неделю проезжать на велосипеде по 10 км за 20 мин. Такая нагрузка создает сердечно-сосудистой системе резервы, которые служат надежной гарантией от заболеваний.

Велосипедный «ренессанс» в последние годы наблюдается во всех экономически развитых странах. В США — безусловном лидере среди капиталистических стран по насыщенности индивидуальными автомобилями — ежегодно продается столько же велосипедов, сколько и автомашин, а в обращении их насчитывается около 125 миллионов. Американский конгресс обсуждал законопроекты, направленные на поощрение велосипеда как транспортного средства для поездок на работу.

Данию издавна называют страной велосипедов. На пять миллионов жителей здесь приходится свыше трех миллионов двухколесных машин. А сегодня определение «страна велосипедов» прочно закрепилось за Голландией и Швецией.
В настоящее время в Голландии зарегистрировано 115 миллиона велосипедов, которые постепенно вытесняют традиционные средства передвижения. По данным статистики, число людей, пользующихся мотоциклами и различными видами общественного транспорта, после 1980 года существенно сократилось.

Количество велосипедов, находящихся в частном пользовании, за это же время увеличилось на 10%. В ФРГ насчитывается 34—37 миллионов велосипедов. Насыщенность страны велосипедами (500—600 на тысячу человек) в полтора раза больше, чем автомобилями (380 на тысячу человек). Молодые депутаты западногерманского бундестага от прогрессивной партии «зеленых», много внимания уделяющей охране окружающей среды, шокировали чопорных парламентариев тем, что потребовали себе вместо служебных «мерседесов» велосипеды.

Общественные организации Швейцарии проводят широкую кампанию за создание в городах и поселках велосипедных дорожек, усиление мер безопасности велосипедного движения. Организаторы кампании заявляют, что велотранспорт дает большую экономию бензина, сохраняет чистый воздух, снижает дорожный травматизм и оздоровляет население. Чтобы привлечь внимание к этому способу передвижения, муниципалитет Женевы принял решение о постепенной замене легковых автомобилей в центре города на велосипеды.

В качестве первого шага городские власти закупили партию двухколесных машин, окрашенных в розовый цвет, и передали их в общественное пользование. Каждый желающий может теперь получить для прогулки ярко-розовый велосипед, а потом оставить его на видном месте. В дальнейшем муниципалитет намерен значительно расширить общественный велопарк. В Японии все большее число людей начинают пользоваться велосипедом: на 114 миллионов жителей страны сейчас приходится более 50 миллионов велосипедов.

Практически каждый второй японец — от служащих в строгих деловых костюмах до неторопливых домохозяек — регулярно ездит на велосипеде. Использование велосипеда поощряется, поскольку этот вид транспорта не загрязняет воздух, не требует топлива и полезен для здоровья. Недавно утверждены правила, согласно которым все банки, крупные магазины и кинотеатры, вокзалы и другие подобные учреждения должны иметь специально отведенные места для парковки велосипедов.

Китай называют королевством велосипедов, а сам велосипед, который здесь носит нежное имя «цзысынче» (самоходный экипаж), — королем китайских улиц. Для жителей Китая велосипед — не просто спортивный инвентарь или средство для загородных прогулок. Это полноправный вид транспорта как в городах, так и в сельской местности. По официальным данным, в стране до 500 миллионов человек ежегодно едут с работы и на работу на велосипедах. Здесь производится каждый третий велосипед мира. Тем не менее, наращиванию выпуска велосипедов придается важное значение, а данные о производстве двухколесных машин публикуются в самом начале статистических сводок.

В условиях Китая велосипед — один из реальных способов решения транспортных проблем. Он экономит энергию, особенно хорош в узких переулках и на коротких расстояниях.
Не меньше распространен велосипед в Индии, Вьетнаме, Индонезии, Малайзии и других странах юго-восточной Азии. Может быть, поэтому перед ними еще не встала со всей остротой проблема «болезней цивилизации» — гиподинамии, переедания? Характерно, что знаменитые велорикши, традиционно ассоциирующиеся у нас с этими странами, не так давно перекочевали в Европу как экологически чистый вид транспорта.

Например, в Швеции — стране с очень высоким жизненным уровнем — только в Гетеборге насчитывается несколько десятков велорикш, работающих в качестве такси и передвижных киосков. Итак, велосипед, почти 100 лет назад, казалось бы, навсегда поверженный самоуверенным автомобилем, возрождается и вновь победно шествует по странам и континентам. Все больше людей, психология которых постепенно меняется под давлением упрямых фактов, отдают предпочтение экологичному и дешевому двухколесному транспорту.

Предпочтение-то отдают, осознают его преимущества и полезность для здоровья, но не спешат сесть за руль велосипеда. Что же удерживает их? Только ли отсутствие велодорожек, стоянок и забитость дорог автотранспортом? Признаемся честно: большинство из нас убеждено, что классический двухколесный велосипед предназначен лишь для детворы, подростков, спортсменов и чудаковатых велотуристов.

А нам с вами, далеко не спортсменам, солидным отцам и матерям семейств, с большим служебным авторитетом и немалым собственным весом, пристало ли раскатывать по улицам верхом на раме из тонких стальных трубок с двумя хлипкими полупрозрачными колесами? Примерно так рассуждал я, пока не увидел в замечательной книге Сергея Охлябинина «Давай изобретем велосипед» фотоиллюстрацию, на которой изображен респектабельный японец с красивой девушкой, разъезжающий по городу в элегантном открытом веломобиле с удобными креслами. Вот это как раз то, что нам нужно!

Веломобиль устойчив на дороге. Его можно оборудовать вместительным багажником, а при необходимости и грузовой тележкой-прицепом. Что особенно важно, на веломобиле можно с удобствами ездить вдвоем, втроем и даже вчетвером, то есть практически всей семьей или дружеской компанией. Во время движения веломобиль дает возможность свободного общения, обмена впечатлениями с попутчиками, взаимопомощи и взаимозамены. Эти преимущества веломобиля признают даже заядлые велотуристы.

Для веломобилиста велосипедные навыки совсем не обязательны. Для него гораздо важнее знание правил дорожного движения. У веломобиля есть свои слабые стороны, о которых речь впереди. И достойны глубокого уважения те, кто сохранит верность велосипеду — этому, по определению В. Довиденаса, частному случаю веломобиля, предназначенному для поездок по бездорожью.

Сегодня веломобиль по доступности не может идти ни в какое сравнение с велосипедом, который с трудом, но все же можно приобрести в магазине. Веломобиль нужно сделать самому — в этом главное, почти непреодолимое препятствие, однако оно раскрывает неограниченные возможности для самодеятельного технического творчества.

Назад | Содержание | Далее
 

 

 

2011. Давай изобретём веломобиль.